|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[23] электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; С2 - конденсатор 0,1 мкФ; С3 - конденсатор 0,01 мкФ; Fp - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом. 10.4 Специальный тактовый генератор Метрономы, подобные описанному в разд. 10.3, могут; очень пригодиться для музыкальных занятий, но они создают довольно скучные монотонные звуки. Специальный тактовый генератор на рис. 10.5 также может служить в качестве метронома, но он способен вырабатывать восемь различных тактов, в том числе и обычные «тик-так». В этом устройстве можно программировать выделение отдельных щелчков и создавать, таким образом, необходимый такт. При установке такта на 3/4 генератор будет вырабатывать такую последовательность: «тик-так-так», «тик-так-так», а при установке такта на 4/4 будет выделяться каждый четвертый щелчок. Характер темпа выбирается с помощью трех переключателей Кль Кл2 и Кл3, которые дают восемь возможных сочетаний своих положений. При этом каждому сочетанию соответствует свой такт. Радиолюбитель сам может устанавливать соответствие между положениями переключателей и получаемым при этом тактом, для чего необходимо собрать макет генератора и некоторое время потренироваться с ним. Регулятор темпа Ri позволяет устанавливать, нужный темп работы генератора, например типа марша, вальса и других танцевальных мелодий и ритмов. 10.5. Генератор ритма В схеме на рис. 10.6 используется выпускаемая промышленностью микросхема тактового генератора, который обычно можно встретить в электроорганах. Более простой в сборке и практичный, чем генератор на рис. 10.5, он отличается также тем, что способен вырабатывать различные джазовые ритмы, в том числе самбу, босу, рок, медленный рок, свинг и вальс. Более того, можно выбрать в каждом ритме отсчет такта для пяти различных ударных инструментов. Например, партия басового барабана для ритма типа рок будет несколько отличаться от партии для барабана типа «бочка». В целом схема позволяет выбирать ритмы для басового, среднего, рабочего барабанов, «бочка» и бонго. После сборки макета схемы на рис. 10.6 следует произвести ее настройку согласно табл. 10.1. Например, если необходимо воспроизвести партию басового барабана в вальсе, то вывод 14 микросхемы HCi подключается к источнику напряжением + 12 В («Вальс»), а вывод 9 - к усилителю низкой частоты (УНЧ) («Басовый барабан»). Для воспроизведения партии «бочки» в ритме рока к источнику +12 В подключается вывод 7 микросхемы HCi («Рок»), а к УНЧ - вывод 13 («Бочка»). Рис. 10.5. Специальный тактовый генератор. ИС - таймер типа 555; ИС2 - 4-разрядный двоичный счетчик типа 74191; ИС3 - 4-канальный операционный усилитель типа LM3900; ИС4 - УНЧ типа LM386; R1 - потенциометр 500 кОм; R2 - резистор 47 кОм, 0,25 Вт; R3 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R4 - R6 - резистор 470 кОм, 0,25 Вт; R7 - резистор 1 МОм, 0,25 Вт; С1 - электролитический конденсатор 1 мкФ; С2, С3 - конденсатор 0,1 мкФ; С4, С5 - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; С6 - электролитический конденсатор 100 мкФ, 35 В; Fpj - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом. Таблица 10.1. Порядок подключения выводов микросхемы для выбора различных ритмов подключаемый к источнику + 12 В
Овин ил ешшкв Рис. 10.6. Принципиальная схема генератора ритма. ИС1 - генератор ритма типа ММ5871; ИС2 - УНЧ типа LM386; R1, R2 - резистор 100 кОм, 0.25 Вт; R3 - потенциометр 1 МОм; R4, R5 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R6 - резистор 10 Ом, 0,25 Вт; С1, С2 - конденсатор 0,005 мкФ; Сз, C7 - электролитический конденсатор 100 мкФ, 35 В; Ct - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; Се - электролитический конденсатор 0,1 мкФ, 35 В; Се - конденсатор 0,01 мкФ; Гр( - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом. Таким путем можно получить любые ритмы, руководствуясь табл. 10.1. Такая схема является, по существу, экспериментальной, так как позволяет путем несложной перестройки получать в громкоговорителе разные звуки. Рис. 10.7. Синтезатор звуков ударных инструментов. ИС1 - генератор ритма типа ММ5871; ИС2 - комбинированный звуковой генератор типа SN76477; Т1, Т2 - низкочастотный n-p-n-транзистор; Т3 - низкочастотный р-n-р-транзистор; R1 - резистор 68 кОм, 0,25 Вт; R2 - потенциометр 500 кОм; R3 - резистор 100 кОм, 0,25 Вт; R4, R7 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R5 - резистор 2,2 кОм 025 Вт; R6 - резистор 1 МОм, 0,25 Вт; R8, R11 - резистор 47 кОм, 0,25 Вт; R9 - резистор 10 кОм, 0,25 Вт; R10 - резистор 470 кОм, 0,25 Вт; R12 - резистор 2,7 кОм, 0,25 Вт; С1, Сг - конденсатор 0,01 мкФ; С3, С5 - конденсатор 0,1 мкФ; С4 - конденсатор 47 пФ; С6 - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; Tp - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом. Если радиолюбитель не удовлетворен работой схемы, то можно использовать два селекторных переключателя для получения необходимого ритма, например, как это сделано в схеме на рис. 10.7. Это несколько другой тип схемы, но селекторные переключатели Кл1 и Кл2 монтируются аналогичным образом. Можно также переделать схему на рис. 10.6 в электронный метроном, обладающий широкими звуковыми возможностями. 10.6. Синтезатор звуков ударных инструментов Устройство, рассмотренное в разд. 10.5, вырабатывает ритмы различных музыкальных инструментов и мелодий. В устройстве (рис. 10.7), описываемом в данном разделе, используется та же основная схема, но звуки смешиваются с низкочастотным шумом прежде, чем они поступают в низкочастотный усилитель и громкоговоритель. В результате синтезируются звуки ударных инструментов. Монтаж выводов микросхемы ИС на рис. 10.6 и 10.7 имеет значительное сходство, однако ее выходные клеммы подсоединяются к микросхеме ИС2 низкочастотного синтезатора, в котором обычные звуки типа щелчков преобразуются в щипящие звуки. Кроме того, здесь используется совсем другой усилитель низкой частоты (УНЧ). Введение микросхемы низкочастотного синтезатора несколько усложняет схему. Во-первых, в ней требуется напряжение питания -]-5 В, а для генератора ритма необходимо напряжение +12 В, вследствие чего необходимо наличие в схеме на рис. 10.7 двух источников питания. Эту задачу с успехом может выполнять источник питания на рис. 2.3. Во-вторых, соединение низкочастотного синтезатора с обычным УНЧ типа LM386 оказывается достаточно сложным, что обусловливает необходимость изготовления собственного УНЧ на транзисторах Т2 и Г3. Относительная сложность этой схемы компенсируется ее возможностями. Два селекторных переключателя позволяют выбирать любые ритмы и имитировать ударные инструменты согласно табл. 10.1. Так, если радиолюбитель, играя медленный рок на гитаре, хочет получить сопровождение барабана типа «бочка», то переключатель выбора ритма устанавливается в положение «Д», переключатель выбора инструмента - в положение «K», а регулятор темпа - в положение, дающее необходимый темп, 10.7. Бесструнная гавайская гитара Насколько беспредельны чудеса электроники? Представьте себе игру на гитаре, которая не имеет струн. При практическом изготовлении подобной гитары можно прибегнуть к небольшой хитрости и использовать вместо струн световые лучи, для чего служит схема на рис. 10.8. В ней имеется фототранзистор, реагирующий на окружающее освещение в помещении и на прерывание падающего на него светового потока. При каждом прерывании этого светового потока пальцами схема, переходя в исходное состояние, издает звук, характерный для гавайской гитары. Рис. 10.8. Принципиальная схема бесструнной гавайской гитары. |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||