Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[23]

электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; С2 - конденсатор 0,1 мкФ; С3 - конденсатор 0,01 мкФ; Fp - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом.

10.4 Специальный тактовый генератор

Метрономы, подобные описанному в разд. 10.3, могут; очень пригодиться для музыкальных занятий, но они создают довольно скучные монотонные звуки. Специальный тактовый генератор на рис. 10.5 также может служить в качестве метронома, но он способен вырабатывать восемь различных тактов, в том числе и обычные «тик-так».

В этом устройстве можно программировать выделение отдельных щелчков и создавать, таким образом, необходимый такт. При установке такта на 3/4 генератор будет вырабатывать такую последовательность: «тик-так-так», «тик-так-так», а при установке такта на 4/4 будет выделяться каждый четвертый щелчок.

Характер темпа выбирается с помощью трех переключателей Кль Кл2 и Кл3, которые дают восемь возможных сочетаний своих положений. При этом каждому сочетанию соответствует свой такт.

Радиолюбитель сам может устанавливать соответствие между положениями переключателей и получаемым при этом тактом, для чего необходимо собрать макет генератора и некоторое время потренироваться с ним. Регулятор темпа Ri позволяет устанавливать, нужный темп работы генератора, например типа марша, вальса и других танцевальных мелодий и ритмов.

10.5. Генератор ритма

В схеме на рис. 10.6 используется выпускаемая промышленностью микросхема тактового генератора, который обычно можно встретить в электроорганах. Более простой в сборке и практичный, чем генератор на рис. 10.5, он отличается также тем, что способен вырабатывать различные джазовые ритмы, в том числе самбу, босу, рок, медленный рок, свинг и вальс. Более того, можно выбрать в каждом ритме отсчет такта для пяти различных ударных инструментов. Например, партия басового барабана для ритма типа рок будет несколько отличаться от партии для барабана типа «бочка». В целом схема позволяет выбирать ритмы для басового, среднего, рабочего барабанов, «бочка» и бонго.

После сборки макета схемы на рис. 10.6 следует произвести ее настройку согласно табл. 10.1. Например, если необходимо воспроизвести партию басового барабана в вальсе, то вывод 14 микросхемы HCi подключается к источнику напряжением + 12 В («Вальс»), а вывод 9 - к усилителю низкой частоты (УНЧ) («Басовый барабан»). Для воспроизведения партии «бочки» в ритме рока к источнику +12 В подключается вывод 7 микросхемы HCi («Рок»), а к УНЧ - вывод 13 («Бочка»).

Рис. 10.5. Специальный тактовый генератор.

ИС - таймер типа 555; ИС2 - 4-разрядный двоичный счетчик типа 74191; ИС3 - 4-канальный операционный усилитель типа LM3900; ИС4 - УНЧ типа LM386; R1 - потенциометр 500 кОм; R2 - резистор 47 кОм, 0,25 Вт; R3 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R4 - R6 - резистор 470 кОм, 0,25 Вт; R7 - резистор 1 МОм,

0,25 Вт; С1 - электролитический конденсатор 1 мкФ; С2, С3 - конденсатор 0,1 мкФ; С4, С5 - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; С6 - электролитический конденсатор 100 мкФ, 35 В; Fpj - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом.

Таблица 10.1. Порядок подключения выводов микросхемы для выбора различных ритмов

подключаемый к источнику + 12 В

Выбираемый ритм

подключаемы

выбираемого

й к УНЧ

барабана


Самба, 4/4

Басовый

Рок, 4/4

Средний

Боса, 4/4

Вальс, 3/4

Рабочий

Медленный рок, 3/4

«Бочка»

Свинг, 3/4

* 1--

-?-г-в*®}

Овин ил ешшкв

Рис. 10.6. Принципиальная схема генератора ритма.

ИС1 - генератор ритма типа ММ5871; ИС2 - УНЧ типа LM386; R1, R2 - резистор 100 кОм, 0.25 Вт; R3 - потенциометр 1 МОм; R4, R5 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R6 - резистор 10 Ом, 0,25 Вт; С1, С2 - конденсатор 0,005 мкФ; Сз, C7 - электролитический конденсатор 100 мкФ, 35 В; Ct - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; Се - электролитический конденсатор 0,1 мкФ, 35 В; Се - конденсатор 0,01 мкФ; Гр( - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом.

Таким путем можно получить любые ритмы, руководствуясь табл. 10.1. Такая схема является, по существу, экспериментальной, так как позволяет путем несложной перестройки получать в громкоговорителе разные

звуки.


Рис. 10.7. Синтезатор звуков ударных инструментов.

ИС1 - генератор ритма типа ММ5871; ИС2 - комбинированный звуковой генератор типа SN76477; Т1, Т2 - низкочастотный n-p-n-транзистор; Т3 - низкочастотный р-n-р-транзистор; R1 - резистор 68 кОм, 0,25 Вт; R2 - потенциометр 500 кОм; R3 - резистор 100 кОм, 0,25 Вт; R4, R7 - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R5 - резистор 2,2 кОм 025 Вт; R6 - резистор 1 МОм, 0,25 Вт; R8, R11 - резистор 47 кОм, 0,25 Вт; R9 - резистор 10 кОм, 0,25 Вт; R10 - резистор 470 кОм, 0,25 Вт; R12 - резистор 2,7 кОм, 0,25 Вт; С1, Сг - конденсатор 0,01 мкФ; С3, С5 - конденсатор 0,1 мкФ; С4 - конденсатор 47 пФ; С6 - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; Tp - громкоговоритель на постоянном магните с сопротивлением 8 Ом.

Если радиолюбитель не удовлетворен работой схемы, то можно использовать два селекторных переключателя для получения необходимого ритма, например, как это сделано в схеме на рис. 10.7. Это несколько другой тип схемы, но селекторные переключатели Кл1 и Кл2 монтируются аналогичным образом. Можно также переделать схему на рис. 10.6 в электронный метроном, обладающий широкими звуковыми возможностями.

10.6. Синтезатор звуков ударных инструментов

Устройство, рассмотренное в разд. 10.5, вырабатывает ритмы различных музыкальных инструментов и мелодий. В устройстве (рис. 10.7), описываемом в данном разделе, используется та же основная схема, но звуки смешиваются с низкочастотным шумом прежде, чем они поступают в низкочастотный усилитель и громкоговоритель. В результате синтезируются звуки ударных инструментов. Монтаж выводов микросхемы ИС на рис. 10.6 и 10.7 имеет значительное сходство, однако ее выходные клеммы подсоединяются к микросхеме ИС2 низкочастотного синтезатора, в котором обычные звуки типа щелчков преобразуются в щипящие звуки. Кроме того, здесь используется совсем другой усилитель низкой частоты (УНЧ).

Введение микросхемы низкочастотного синтезатора несколько усложняет схему. Во-первых, в ней требуется напряжение питания -]-5 В, а для генератора ритма необходимо напряжение +12 В, вследствие чего необходимо наличие в схеме на рис. 10.7 двух источников питания. Эту задачу с успехом может выполнять источник питания на рис. 2.3. Во-вторых, соединение низкочастотного синтезатора с обычным УНЧ типа LM386 оказывается достаточно сложным, что обусловливает необходимость изготовления собственного УНЧ на транзисторах Т2 и Г3.

Относительная сложность этой схемы компенсируется ее возможностями. Два селекторных переключателя позволяют выбирать любые ритмы и имитировать ударные инструменты согласно табл. 10.1. Так, если радиолюбитель, играя медленный рок на гитаре, хочет получить сопровождение барабана типа «бочка», то переключатель выбора ритма устанавливается в положение «Д», переключатель выбора инструмента - в положение «K», а регулятор темпа - в положение, дающее необходимый темп,

10.7. Бесструнная гавайская гитара

Насколько беспредельны чудеса электроники? Представьте себе игру на гитаре, которая не имеет струн.

При практическом изготовлении подобной гитары можно прибегнуть к небольшой хитрости и использовать вместо струн световые лучи, для чего служит схема на рис. 10.8. В ней имеется фототранзистор, реагирующий на окружающее освещение в помещении и на прерывание падающего на него светового потока. При каждом прерывании этого светового потока пальцами схема, переходя в исходное состояние, издает звук, характерный для гавайской гитары.

Рис. 10.8. Принципиальная схема бесструнной гавайской гитары.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37]