Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[19]

накладывать собственный речевой текст, скажем рассказ о записываемой мелодии, звуковое письмо друзьям с музыкальным оформлением или собственную радиопьесу. В последнем случае можно использовать третий канал для введения в запись различных звуковых эффектов. Можно также пометить начало второй записи в одном канале, постепенно приглушить первую запись с помощью плавного вывода регулятора усиления, а затем постепенно ввести вторую запись путем плавного увеличения усиления. Такие манипуляции дают бесконечные возможности для выполнения различных записей.

Если у радиолюбителя имеются два магнитофона, то микшер позволяет производить смешивание и синтезирование низкочастотных сигналов. В результате возможно исполнение одним человеком дуэтов или мелодий на три и четыре голоса. При этом сначала мелодия записывается на один магнитофон, а затем она воспроизводится через один из каналов микшера при одновременном исполнении этой же мелодии через его второй канал, и таким образом получается дуэт. Исполнение на три голоса получается при одновременном воспроизведении исполнения дуэтом в одном канале и проигрывании мелодии во втором канале.

Такие записи с наложением могут производиться многократно, При этом возможное количество накладываемых записей зависит лишь от качества магнитофонов, поскольку можно заметить, что каждая последующая запись получается с несколько худшим качеством, чем предыдущая. В конечном итоге нарастающие искажения могут привести к исчезновению самых первых записей, но все же такой процесс записи весьма увлекателен.

Выход микшера можно подключать к УНЧ (например, на рис. 8.1), к высококачественной акустической системе или к дополнительному входу магнитофона, а к трем его входным каналам могут подсоединяться источники с невысокой громкостью звука, в том числе бытовая звуковоспроизводящая техника или микрофоны (предпочтительно с высоким импедансом). Для пользования микшером потребуется определенная тренировка и приобретение навыков путем экспериментирования. Поэтому не стоит слишком расстраиваться, если первые попытки не дадут желаемых результатов.

8.6. Высокочувствительное устройство

Высокочувствительные устройства могут оказаться весьма забавными игрушками. Их можно использовать также в научных целях, например для записи на магнитофон обычно едва различимых звуков.

Устройство, показанное на рис. 8.6, представляет собой довольно высокочувствительный УНЧ. Обязательность использования в таком устройстве головного телефона (наушников) обусловлена двумя причинами. Во-первых, они помогают устранить внешние звуки, которые создают помехи прослушиванию звуков в усилителе. Во-вторых, применение наушников вместо обычного громкоговорителя исключает возможность возникновения акустической обратной связи, влияние которой описано в разд. 8.1. Этот усилитель настолько чувствителен, что малейшие звуки на его выходе могут восприниматься микрофоном и вызывать самовозбуждение.

Теперь о некоторых предупреждениях, которые необходимы в силу слишком высокой чувствительности усилителя. При мощности 1 Вт сигнал обратной связи, попадающий через головной телефон непосредственно в уши, является нэ только неприятным, но и потенциально опасным. Поэтому следует остерегаться, например, падения микрофона, но особенно возникновения обратной связи.

Самый безопасный способ работы с таким усилителем - выключить головной телефон, пока производятся какие-либо подготовительные и регулировочные операции, в том числе включение и выключение питания, вращение регулятора громкости и перенос микрофона с места на место. При этих операциях для исключения возникновения обратной связи оба наушника следует прижать друг к другу. Надевать и снимать наушники следует быстро и одновременно.

Рис. 8.6. Усилитель низкой частоты.

ИС- четырехканальный операционный усилитель типа LM3900; ИС2 - УНЧ LM386; R, - резистор 22 кОм, 0,25 Вт; R2 - резистор 1 МОм 0,25 R3 - 470 КОМ, 0,25 Вт; R4 - потенциометр 500 кОм; R5 - резистор 10 Ом. 0,25 Вт; С1, С2 - конденсатор 0,1 мкФ, 50 В; С3, Се - электролитический конденсатор 10 мкФ, 35 В; С4, С6 - электролитический конденсатор 0,01 мкФ, 50 В; Мк - кристаллический микрофон.


Л1 ?f

чувствительности

Рис. 8.7. Индикатор уровня громкости на светодиодах.

Д1-Дю - любой стандартный еветодиод: HQ - индикатором типа LM3914; R1 - потенциометр 500 кОм; R2 мкФ.

схема управления точечным - резистор 1 кОм, 0,25 Вт; C1 -

или сегментным конденсатор 0,47

В качестве источника питания следует использовать 9-вольтную батарею, как показано на схеме, поскольку большинство сетевых источников питания создает фон с частотой 100 Гц, который будет мешать при воспроизведении звуков. Для выполнения записей на магнитофон выход усилителя включается через собственный штеккер в гнездо дополнительного входа магнитофона.

Данный усилитель можно также использовать с направленным микрофоном, с помощью которого улавливаются удаленные звуковые источники, например крики футболистов на футбольном поле. Для этого микрофон можно разместить в фокусе большого параболического или иного звукового отражателя или на входе мегафона. При этом способ применения особого значения не имеет, поскольку главным является фокусирование звуковых колебаний в точку, где находится микрофон. Такой хорошо сфокусированный направленный микрофон может удивить радиолюбителя своей высокой избирательностью.

8.7. Индикатор уровня громкости на светодиодах

В звуковоспроизводящей аппаратуре высокого качества обычно имеется индикатор уровня громкости того или иного типа, который показывает амплитуду звукового сигнала при записи или воспроизведении.

Традиционно в качестве такого индикатора использовался стрелочный прибор, однако в последнее время его все чаще изготовляют на светодиодах. Такой индикатор не является измерительным прибором, поскольку не предусматривается возможность его калибровки с помощью стандартной измерительной аппаратуры. Но в целом он обеспечивает выполнение необходимой функции - показывает уровень громкости.

Макет устройства, выполненного по схеме на рис. 8.7, подключается к выводам громкоговорителя любого УНЧ. Для выбора необходимой амплитуды звукового сигнала используется регулятор чувствительности, который устанавливается так, чтобы при самой высокой громкости светодиод Дю едва зажигался. При этом светодиоды будут включаться в зависимости от амплитуды звукового сигнала, причем чем выше амплитуда, тем больше включается светодиодов, вплоть до Дю. Можно также попробовать подключить вывод 9 ИС1 к отрицательной клемме источника питания. При этом характер работы индикатора несколько изменится, что вызовет интерес радиолюбителя.

В любом случае он получит в свое распоряжение нечто вроде цифрового индикатора уровня громкости, который расширит возможности изготавливаемой акустической системы. Индикатор может питаться от источника напряжения ,12 В, описанного, в гл. 2.

Глава 9

ЗВУКОВЫЕ ГЕНЕРАТОРЫ И СИНТЕЗАТОРЫ

Просматривая некоторые популярные журналы по вычислительной технике, можно отметить, что программисты не лишены чувства юмора. В некоторых из этих журналов содержится столько же смешного, сколько и серьезного.

Конечно, юмор в современной электронике не ограничивается только областью вычислительной техники. Как можно судить по некоторым устройствам, описанным в данной главе, радиолюбители тоже по-своему


проявляют свое остроумие. Тем не менее для звуковых генераторов и синтезаторов можно найти вполне серьезное применение. Однако если у радиолюбителя есть чувство юмора, то он будет вполне доволен возможностями использования этих устройств для шуток и забав.

Отставим пока шутки в сторону и обратимся к некоторым определениям, а именно к различию между звуковыми генераторами и звуковыми синтезаторами. Звуковой синтезатор с точки зрения схемного решения представляет собой устройство, способное имитировать различные звуки, которые издаются обычно неэлектронными средствами. Например, синтезатор может копировать пение канарейки.

Звуковые синтезаторы, рассмотренные в данной главе, довольно простые. Вместе с тем они могут быть весьма сложными и дорогостоящими элементами электронной аппаратуры,

Существует и другая группа электронных синтезаторов, которые радиолюбитель найдет в данной главе. В таких синтезаторах используется определенный вид операций для выполнения действий, которые обычно реализуются совсем другими электронными схемами. Примером этого является устройство, в котором применяются цифровые методы синтеза синусоидальных колебаний, вырабатываемых обычно совсем иными схемами. В результате удается относительно простым способом сделать то, что обычно считается весьма сложной операцией. Например, не так легко получить сверхнизкочастотные синусоидальные колебания, достаточно точно воспроизводящие форму синусоиды. Однако такие колебания сравнительно несложно синтезировать с помощью современных цифровых устройств.

Звуковой генератор представляет собой устройство, которое вырабатывает свои собственные, совершенно неповторимые звуки. Практически невозможно воспроизвести эти звуки как ким-либо другим способом. По мере изготовления таких устройств радиолюбитель сможет убедиться в их способности вырабатывать сверхъестественные и необычные звуки, которые он еще нигде и никогда не слышал и, возможно, никогда бы даже не услышал,

9.1. Имитатор звука

Возможно, радиолюбитель захочет получить экзотические звуки. Для этого подходит устройство, схема которого показана на рис. 9.1. Повышение и понижение тона в пределах всего диапазона производится с помощью регулятора тона R5- В то же время в тон звука можно вводить вибрации, что и создает характерное необычное звучание. Частота вибраций меняется регулятором R} в пределах от затяжного завывания до быстрого изменения тона. Регулятор амплитуды вибраций R4 работает совместно с регулятором частоты вибраций Ri и позволяет изменять глубину звучания путем изменения амплитуды вибраций.

Первоначально необходимо изготовить макет имитатора и немного потренироваться. Имитатор дает много вариаций, и поэтому необходимо получить некоторые навыки с тем, чтобы создавать нужные звуковые эффекты. После отладки имитатор можно изготовить в небольшой коробочке, минимальные размеры которой ограничиваются лишь выбранным громкоговорителем,

9.2. «Забавный» звуковой генератор

Звуки, издаваемые генератором (см. рис. 9.2), трудно описать словами. Пожалуй, единственным подходящим описанием является звукоподражание «диидл-диидл». Высота тона такого звука изменяется в широких пределах регулятором тона Rз- При этом одновременно с тоном изменяется частота звука.

И это еще не все. Регулятор вибраций R2 позволяет вводить в воспроизводимый звук вибрации, создающие эффект записанного выше словами звукоподражания. Один из радиолюбителей, изготовивший такой звуковой генератор, подметил, что регулятор тона позволяет добиться звукового эффекта, характерного для взлета и посадки «летающей тарелки».

Рис. 9.1. Принципиальная схема имитатора звука.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37]