Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[4]

из них 2 позиции отводится для вывода цифр в дробной части. При выводе значения переменной целого типа задается количество позиций для числа (включая отрицательный знак), например: Writeln(i:8);

При выводе значений символьных и строковых переменных формат определяет число позиций для вывода значения переменной (текста).

При выводе число или текст выравниваются по правому краю отведенного поля,

например: если а:=5. 02;, то оператор Writeln(а=, a:6:2); выведет на экран: а= 5. 02,

если n:= 116; s:= Школа N;, то оператор Writeln(s:7, n:6); выведет на экран надпись: Школа N 116 .

Для выравнивания числа или текста по левому краю отведенного поля первый знак формата задается отрицательным, например:

оператор Write, a:-8:2); выведет на экран надпись: а=5. 02 оператор Writeln(s:7, n:-6); выведет на экран надпись: Школа N116 .

При недостатке количества позиций для вывода число или текст выводятся полностью, а формат игнорируется, кроме формата вывода дробной части числа. Если формат вывода не задавать, то значения целых и строковых переменных выводятся полностью, а вещественных - в экспоненциальной форме с количеством цифр, соответствующих типу переменной, например, оператор Writeln(а=, а); выведет на экран надпись: a=5. 0200000000E+00 (тип Real, расчет без сопроцессора ), либо a=5. 02000000000000E+0000 ( тип Double, расчет с сопроцессором ).

Приведем пример программы, выполняющей различные операции с переменными раз-

ного типа.

Program N 1; var x, y, z : real;

x1, y1, z1: integer;

c1, c2, c3: char;

x0, y0: byte; xb, yb, zb: boolean; s1, s2, s3: string;

{ работа с переменными разного типа }

{ описание типов переменных }

x := 5. 8; y:= 3. 4; c1:= Z; c2:= S; xb:= True;

x1:= 43; y1:= 28;

x0:= 65;

yb:= False;

s2:= Петров ;

{ присвоение значений }

s1:= Иванов ;

Writeln(Математические операции:);Z:

Write(x:=, x:3:1, y:=, y:3:1);

Writeln( Z:= x+y;, z=, z:5:2); Writeln;z1:= x1 div y1;

Write(x1:=, x1:3, y1:=, y1:3);

Writeln( Z1:= x1 div y1;, z1=, z1:2);

Writeln; readln;

Z:= x+y;

{ и т. д. }

{ и т. д. }

{ Пустая строка } { Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln(Логические операции:);

Zb:= xb and yb;

{ и т. д. }

zb=, zb);

Writeln; readln;

{ Пустая строка } { Задержка экрана до нажатия Enter }


Writeln(Операции сравнения:);Zb:= c1 > c2;{ и т. д. }

{ символы сравниваются по номеру ASCII кода }

Write(c1:=, c1, c2:=, c2);

Writeln( Zb:= c1 > c2;, zb=, zb); Writeln;

{ строки сравниваются по номеру ASCII кода первых символов

{ если первые символы совпадают, то сравниваются вторые и т. д.

Zb:= S1>S2; { и т. д. }

Write(s1:=, s1, s2:=, s2);

Writeln( Zb:= s1 > s2;, zb=, zb);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln(Математические функции:);Z:= sin(x*Pi/180);{ и т. д. }

Write(x:=, x:4:2);

Writeln( Z:= sin(x*Pi/180);, z=, z:10:7);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln(Математические процедуры:);

Write(x1:=, x1);Inc(x1);{ и т. д. }

Writeln( Inc(x1);, x1=, x1);

Writeln;{ Пустая строка }

readln;{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Writeln(Функции преобразования типов:);c3:= Chr(x0);{ и т. д.

Write(x0:=, x0);

Writeln( c3:=Chr(x0);, c3=, c3);

readln{ Задержка экрана до нажатия Enter }

Все приводимые ниже задания предполагают написание и отладку программ, выполняющих указанные в заданиях действия.

Практическое задание N 1. 2

1)Провести расчеты с использованием различных операций для переменных простого и строкового типов по аналогии с приведенной выше программой.

2)Провести расчеты с использованием стандартных процедур и функций для переменных разного типа по аналогии с приведенной выше программой.

Операторы ввода Readln("cn");

клавиатуры

Read(" сп ");


Здесь "сп" - список переменных.

Перед вводом данных с клавиатуры желательно вывести на экран поясняющее сообщение. Для этого в программу следует включить оператор вывода, например: Write(введите значение а=); затем оператор Readln(a); При выполнении программы на экране появится надпись: введите значение а= . Оператор Readln(a); будет ждать ввода данных. Следует набрать на клавиатуре значение переменной "а", например, число и нажать клавишу Enter.

Для ввода значений нескольких переменных, например, a, b, c применяются конструкции вида: Readln(a); Readln(b); Readln(c); или Readln(a, b, c);

При вводе нескольких числовых данных, например, оператором Readln(a, b, c); необходимо после набора каждого значения переменной нажимать клавишу SpaceBar или Enter, а в конце ввода - Enter.

При вводе значений символьных переменных нажатие клавиши Enter приводит к присвоению символьной переменной значения кода клавиши Enter (#13), поэтому значения символьных переменных вводятся одна за другой без нажатия Enter или SpaceBar (#32). Например, оператор: Readln(d, с2, с3, c4); ожидает ввода значений символьных переменных с1, с2, с3, c4, т. е. набора на клавиатуре символов, например: "У", "Р", "А", "!" и нажатия Enter. Тогда оператор Writeln(d, с2, с3, c4); выведет на экран надпись: УРА!

Оператор Readln; без параметров служит для приостановки выполнения программы и ожидает нажатия клавиши Enter, т. е. применяется с целью приостановки вывода информации на экран для просмотра результатов. При вводе данных предпочтительнее использовать оператор Readln, поскольку оператор Read после срабатывания не считывает управляющий код (#13), который остается в буфере клавиатуры.

Приведем пример программы возведения положительного числа "x" в степень",

т. е. y=xn. Расчет производится по формуле: y=en*ln(x).

Program N 2;{ возведение положительного числа в степень}

Const S=введите значение; Var n, x, y: real; BEGIN

Writeln(Программу разработал Иванов);

Writeln(Возведение положительного числа x степень n); Writeln(S, аргумента х>0);Readln(x);

Write(S, показателя степени n=); Readln(n); y:=exp(n*ln(x));

Writeln(результат y=, y:-10:6); writeln(Нажмите Enter); readln; {задержка экрана до нажатия Enter}

Практическое задание N 1. 3Ha

1.Рассчитать площадь треугольника по формуле Герона: S = V(p*(p-a)*(p-b)*(p-c)), где p=(a+b+c)/2 - полупериметр. a, b, c - стороны треугольника ( исходные данные ).

2.Рассчитать высоты, медианы и биссектрисы треугольника по формулам: Ha= 2*S/a - высота, опущенная на сторону "a", аналогично для Hb, Hc;

Ma= V(2*b2 + 2*c2 - a2)/2 - медиана, аналогично для Mb, Mc;



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53]