Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[24]

В ПЧН происходит преобразование частоты входных импульсов в напряжение постоянного тока, подводимое далее к входу блока переключения передач (БПП), управляющему переключением электромагнитов ЭМ1, ЭМ2 и ЭМЗ. Кроме того, напряжение от выхода ПЧН подводится к входу элемента задержки ЭЗ. Изменение напряжения на выходе происходит с запаздыванием по отношению к входному сигналу.

БПП содержит пороговые устройства, каждое из которых настроено на срабатывание при определенном напряжении.. Поэтому в зависимости от частоты входного сигнала, определяющей величину напряжения на выходе ПЧН, происходит включение соответствующих пороговых устройств с подачей команд на включение электромагнитов через имеющиеся в БПП элементы логики и усилители.

Рис. 46. Схема устройства защиты от непредусмотренного включения передач при отказе датчика скорости с элементом задержки

Во время движения автомобиля к входу пик-детектора при исправном датчике скорости подводятся импульсы, вследствие чего на его выходе имеется напряжение высокого уровня, а напряжение на выходе логического инвертора ЛИ (схема НЕ) при этом близко к нулю. Также близким к нулю оказывается напряжение на входе 2 включателя запоминающего устройства ВЗУ, выполненного по типу логического элемента 2И - НЕ. Поэтому напряжение на выходе ВЗУ, подводимое к входу запоминающего устройства ЗУ, имеет высокий уровень.

Запоминающее устройство (триггер) срабатывает только при подведении к его входу напряжения низкого уровня, поэтому при исправном датчике ДС это устройство не подает команды коммутатору выключить электромагниты.

При неподвижном автомобиле импульсы напряжения на выходе формирователя импульсов отсутствуют и напряжение на выходе пик-детектора равно нулю, а напряжения на выходе инвертора ЛИ и входе 2 ВЗУ имеет высокий уровень. Это, однако, не приводит к появлению напряжения низкого уровня на выходе ВЗУ, поскольку при отсутствии импульсов на выходе формирователя импульсов напряжение на выходе ПЧН ил и. равно нулю, или столь незначительно, что пороговое устройство защиты ПУзащ не может сработать, т. е. напряжение на его выходе и входе 1 ВЗУ равно нулю. Поэтому при неподвижном автомобиле рассматриваемая защита не срабатывает.

Если автомобиль движется со скоростью, при которой напряжение на выходе ПЧН оказывается достаточным для срабатывания порогового устройства защиты, и в это время происходит отказ датчика скорости, то система защиты действует следующим образом. Вследствие отказа датчика ДС исчезают импульсы на выходе формирователя, и напряжение на выходе пик-детектора снижается до нуля, а на выходе инвертора ЛИ и входе 2 ВЗУ появляется напряжение высокого уровня. Исчезновение импульсов на выходе формирователя приводит к резкому снижению напряжения на выходе ПЧН и, следовательно, на входе элемента задержки.


Несмотря на это, напряжение на выходе последнего исчезает не сразу, а с определенным запаздыванием, поэтому пороговое устройство защиты остается во включенном состоянии еще некоторое время после исчезновения входных импульсов. В течение указанного времени будет подводиться напряжение высокого уровня к входу 1 ВЗУ. Так как напряжение высокого уровня подводится в данный период и ко входу 2 ВЗУ, то ВЗУ переключается в состояние с низким напряжением на его выходе. В результате сработает запоминающее устройство ЗУ и к коммутатору поступит команда на отключение всех электромагнитов. Тем самым будет исключено аварийное включение низшей передачи при отказе датчика скорости.

Электрическая схема такого устройства защиты приведена на рис. 46. В ней для преобразования последовательности прямоугольных импульсов, действующих на выходе формирователя импульсов ФИ, в напряжение постоянного уровня использован пик-детектор, состоящий из диода VD1, конденсатора С2 и резисторов R2 и R3. В периоды действия импульса через диод VD1 осуществляется быстрая зарядка конденсатора, а его разрядка в периоды паузы между импульсами происходит гораздо медленнее, поскольку ток разрядки конденсатора ограничивается резисторами R2 и R3. Вследствие этого при работающем датчике скорости ДС напряжение на выходе пик-детектора, подводимое к базе транзистора VT1, достаточно для его открытия. В результате напряжение, подводимое от коллектора транзистора VT1 к входу логического элемента DD1.1, оказывается близким к нулю, что обеспечивает получение напряжения высокого уровня (уровня «логической 1») на выходе 3 элемента DD1.1 и входе 4 элемента DD1.2.

Элементы DD1.2 и DD1.4 образуют триггер типа R - S, переключение которого происходит только при подведении к его управляющим входам 4 и 13 сигналов с уровнем «логического О». Поэтому при работающем датчике ДС переключение триггера не происходит, и напряжение на его выходе 6 имеет низкий уровень. В результате элемент отключения ЭО, принудительно выключающий блок логики БЛ не приводится в действие, т. е. система защиты не срабатывает.

При неподвижном автомобиле пороговое устройство ПУ1 выключено, поэтому на его выходе и на входе 2 элемента DD1.1 напряжение близко к нулю. Поэтому напряжение на выходе 3 элемента DD1.1 имеет уровень «логической 1», т. е. переключение триггера не происходит, и устройство защиты не вступает в действие.

Если автомобиль движется со скоростью, при которой уже произошло срабатывание порогового устройства ПУ1 (вызывающее переключением с первой на вторую передачу), и в это время произошел отказ датчика скорости, то устройство защиты действует следующим образом:

при отказе датчика ДС пропадают импульсы на выходе формирователя импульсов ФИ, в результате чего происходит быстрая разрядка конденсатора С2 и, как следствие, выключение транзистора VT1. В этом случае на коллекторе VT1 появляется напряжение с уровнем «логической 1», которое подводится к входу 1 элемента

исчезновение импульсов на выходе формирователя ФИ обусловливает уменьшение до нуля (или до низкого уровня) напряжения на выходе ПЧН.

До тех пор, пока не разрядится конденсатор С1, к входам пороговых устройств ПУ1, ПУ2 и ПУЗ будет подводиться напряжение. Вследствие этого на выходе порогового устройства ПУ1 и, следовательно, на входе 2 элемента DD1.1 в течение небольшого промежутка времени будет сохраняться напряжение с уровнем «логической 1». В результате к обоим входам элемента DD1.1

окажется подведенным напряжение с уровнем «логической Ь, а на выходе 3 этого элемента появится напряжение с уровнем «логического 0», что обеспечит переключение триггера в состояние с напряжением на выходе 6 элемента DD1.2, равным «логической 1». Следствием этого явится срабатывание элемента отключения ЭО с подачей команды блоку логики БЛ блока переключения передач БПП на отключение электромагнитов ЭМ1 и ЭМ2 включения первой и второй передач. При этом во избежание разрыва связи между двигателем и колесами автомобиля одновременно подается команда на принудительное включение высшей (третьей) передачи вследствие подачи команды на включение электромагнита ЭМЗ.

Для выключения системы защиты следует после остановки автомобиля отключить систему управления от источника питания на короткий промежуток времени, а затем вновь ее включить. При отключении системы управления произойдет разрядка конденсатора СЗ, поэтому сразу же после включения питания к входу 13 элемента DD1.4 окажется подведенным напряжение с уровнем «логического 0», что обеспечит переключение триггера в состояние с напряжением на выходе 6 элемента DDL2, равным уровню «логического О», в результате чего система защиты будет выключена.

Если при торможении автомобиля на скользкой дороге произойдет блокирование колес, то действие датчика скорости, несмотря на продолжение движения автомобиля, прекратится. В этом случае система защиты может сработать, несмотря на исправность датчика. Однако если колеса автомобиля разблокируются в процессе движения автомобиля, то датчик скорости вновь вступит в действие и на его выходе появится напряжение, которое может оказаться достаточным для включения порогового устройства ПУ1 с появлением на его выходе напряжения с уровнем «логической .1». В таких условиях напряжение с уровнем «логической 1» окажется подведенным к обоим входам элемента DD1.3, вследствие чего на его выходе 8 и, следовательно, на входе 13 элемента DD1.4 напряжение уменьшится до уровня «логического 0». Тем самым будет обеспечено переключение триггера в состояние с напряжением на выходе 6 логического элемента DD1.4, равным уровню «логического О». В результате произойдет выключение системы защиты без вмешательства водителя.

Если в качестве датчика скорости используется трехфазный тахогенератор, то защита от неправильного функционирования системы управления может быть обеспечена с помощью схемы, приведенной на рис. 47. (А.


с. 740546, СССР, МКИ2 В 60 К 31/00). При исправном генераторе (период tone) ЭДС Г/ф индуктируется во всех трех его фазах I, II и III, поэтому напряжение ивых на выходе выпрямителя, состоящего из диодов VD1 - VD6, имеет незначительные пульсации (рис. 48). В результате напряжение Uc1 на конденсаторе С1 практически постоянно и меньше среднего значения напряжения иВых на 0,65 - 0,7 В (из-за падения напряжения в диоде VD7). В результате обеспечивается закрытое состояние транзистора VT1, поскольку к его эмиттеру подводится меньшее напряжение, чем к базе. При этом также закрыт транзистор VT2, управляющий триггером включения защиты типа R - 5, выполненном на элементах DD1.1 и DD1.2, и напряжение, подводимое к входу 5 элемента DDL2, равно уровню «логической 1».

Рис. 47. Схема устройства защиты от непредусмотренного включения передач при отказе тахогенератора

В момент подключения триггера к источнику питания конденсатор С2 не заряжен, вследствие чего первоначально к входу 1 элемента DD1.1 оказывается подведенным напряжение с уровнем «логического 0». После зарядки конденсатора С2 на входе 1 устанавливается напряжение с уровнем «логической 1». Следовательно, после подключения системы управления к источнику питания триггер устанавливается в положение, при котором напряжение на выходе 6 элемента DD1.2 равно уровню «логического О». В этом случае команда на t срабатывание устройства защиты не подается.

Рис. 48. Изменение ЭДС, индуктируемой в фазах тахогенератора и напряжения на выходе выпрямителя и конденсатора



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41]