Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[0]

ГЛАВА 1

ПАРАМЕТРЫ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СИГНАЛА И КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ

При трансляции телевизионных программ происходит преобразование изображения в электрический сигнал, который после преобразований и передачи снова преобразуется в изображение.

Качество оптического изображения определяется рядом факторов и не имеет единой, обобщенной количественной оценки. Выходным сигналом телевизионных приемников является репродукция оптического изображения, подаваемого на вход преобразователя свет-сигнал.

В общем случае телевизионное изображение, наблюдаемое на экране приемника, должно обеспечивать восприятие передаваемого образа таким, каким его воспринимает зритель при непосредственном наблюдении. Основными качественными характеристиками зрительного образа являются:

□геометрические формы и относительные размеры;

□различимость деталей;

□распределение яркости;

□цветность;

□расположение предметов по глубине;

□восприятие относительного движения предметов.

Параметры телевизионного изображения выбраны так, чтобы подробно воспроизвести в сознании зрителя все характеристики образа. Согласование со зрительной системой обеспечивают масштабные, яркостные и цветовые параметры телевизионного изображения.

К масштабным параметрам телевизионного изображения относятся:

-размер изображения;

-геометрическое подобие;

-детальность.

Опыт показывает, что наилучшим условием наблюдения изображения является удаление его от глаз на расстояние, равное пяти-шести высотам изображения. Это условие соответст-

вует углу ясного зрения глаза человека. С такого расстояния наблюдатель перестает ощущать строчную структуру изображения при числе строк разложения изображения 500...600 [1].

Для телевизионного изображения был выбран формат кадра 4 : 3.

Геометрическое подобие является одним из важнейших параметров, определяющих качество телевизионного изображения. Обеспечить геометрическое подобие - значит сохранить масштаб координат точек изображения. Нарушение подобия носит название растровых искажений. Кроме того, встречаются дифференциальные нарушения подобия, которые приводят к искажениям отдельных участков изображения.

Детальность телевизионного изображения определяется минимальным относительным размером участка изображения, внутри которого воспроизводится средняя яркость и числом различимых ступеней градации яркости. При заданном угле рассмотрения детальность определяется числом элементов в изображении.

В основе передачи телевизионных изображений заложен принцип последовательной передачи и синтеза изображений. Он осуществляется при условии согласования временных параметров зрительной и телевизионной систем.

В телевизионном вещании принята частота смены яркости экрана равная 50 и 60 Гц. Это сделано из соображений равенства ее частоте промышленного тока с целью устранения динамических искажений геометрии и яркости изображения.

Масштабные несоответствия растра, при передаче и приеме, приводят к геометрическим искажениям. Еще большую роль играет стабильность масштабных параметров во времени, к ним относятся:

-стабильность размеров растров и их формы;

-стабильность положения растров;

-стабильность фаз разверток;

-стабильность синхронизации;


Рис. 1.1. Куб Нернста

- стабильность коэффициентов передачи каналов связи и т. д.

Динамические искажения (масштаба, яркости и цветности) изображения вызваны плавными или скачкообразными изменениями параметров изображения за время передачи одного изображения. Восприятие динамических искажений на порядок выше в сравнении со статическими. Так, если нелинейность по строке незаметна при 10%, то дрейф растра во времени заметен при изменении на доли процента. Поэтому требования стабильности параметров во времени и нормы на их отклонения очень жесткие.

Искажения передачи яркости и цветности деталей изображения сказываются и на иллюзии пространства. Так, повышение или понижение яркости переднего плана (фона) приводит к эффекту удаления или приближения фона (переднего плана). Явление одновременного ярко-стного или цветового контраста также может вызвать искаженную иллюзию глубины. Психологически за фон наблюдатель принимает большее по площади поле и при этом объект всегда приподнят над фоном.

При недостаточной освещенности глаз не способен воспринять увиденное, в частности, не может оценить текстуру поверхностей. Когда человек стоит перед белой, гладко окрашенной и равномерно освещенной стеной, он, в зависимости от освещенности, видит то клубящийся туман, то сферу, в центре которой он находится. И только когда освещенность возрастает до такой, что проявляются подробности окраски, говорит: «Плоская вертикальная стена».

В начале прошлого века натуралист Неккер нарисовал куб (рис. 1.1), который обладает свойством выворачиваться наизнанку: одна и та же плоскость кажется то фронтальной, то тыльной. Нет, ряби на гранях нет и у мозга возможности решить эту задачу.

Существующие системы вещания, отличающиеся стандартами разложения были приняты в то время, когда возможности радиоэлектронных средств были весьма ограничены. Поэтому воспроизводимое на экране телевизора изображение уступает по четкости изображению на киноэкране.

Принятые в телевизионном вещании системы цветного телевидения разрабатывались в условиях больших ограничений сигнала цветности в сравнении с сигналом цветности (полоса частот сигнала цветности в 4 раза меньше полосы сигнала яркости). Кардинальным решением проблемы качества является внедрение телевидения высокой четкости.

Но быстрый переход к телевидению высокой четкости невозможен из-за консервативности приемной сети телевидения [2].

Переходный этап характерен распространением телевидения повышенного качества (ТПК). Оно основано на действующих стандартах разложения изображения (626 или 525) строк при обычном (4:3) или расширенном (16:9) формате кадра. Разработан вариант улучшенной системы PAL-plus. Ведутся исследования по созданию системы SECAM-plus.


1.1. ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СИГНАЛ

Телевизионный сигнал представляет собой сумму сигналов, обеспечивающих передачу:

-геометрической формы и относительных размеров объектов изображения;

-распределения яркости изображения;

-окраски предметов.

Полным телевизионным сигналом называют сигнал изображения с введенными в него импульсами синхронизации и гашения.

Полный видеосигнал (рис. 1.2) содержит строчные и кадровые синхроимпульсы. Они передаются во время обратного хода, соответственно, строчной и кадровой разверток.

Чтобы не нарушалась синхронизация во время обратного хода кадровой развертки, кадровый синхроимпульс имеет врезки длительностью 4,7 мкс, а перед ним и после него передаются уравнивающие импульсы длительностью 2,35 мкс. Частота следования уравнивающих импульсов и врезок в 2 раза выше строчной частоты.

Из-за такого расположения передаваемых синхроимпульсов возможен небольшой сдвиг по фазе кадровых синхроимпульсов двух смежных полей, выделяемых соответствующей интегрирующей цепью телевизора. Это приводит к нарушению взаимного положения строк рас-

тра, выражающемуся в ухудшении вертикальной четкости изображения.

Для устранения отмеченного явления в синхросигнал введены уравнивающие импульсы. При их наличии выделенные кадровые синхроимпульсы двух смежных полей идентичны по фазе и форме.

При упрощенной синхросмеси (без врезок и уравнивающих импульсов), например, от игровых приставок, вертикальная четкость изображения заметно ухудшается.

Несмотря на применение эффективных АРУ в приемном тракте, видеосигнал на выходе видеодетектора может значительно изменяться по размаху, особенно при работе телевизора на сравнительно больших расстояниях от передающей станции. При этом должна обеспечиваться надежная синхронизация при значительных изменениях размаха входного видеосигнала.

В процессе эксплуатации видеосигнал, поступающий на вход устройств синхронизации, претерпевает определенные искажения. Например, они могут возникнуть из-за отражений в высокочастотном блоке телевизора, из-за неточной настройки гетеродина селектора каналов и т. п. В результате искажается также форма

Пассивные интервалы

Уровень белого 70%"

Защитный интервал

Уровень черного 5°% Уровень гашения 0%-

Уровень синхроимпульсов-30%-

Передние уравнивающие импульсы

Четный полукадр

Нечетный полукадр-

Передние уравнивающие импульсы

Кадровый синхроимпульс

-Кадровый

Кадровый синхроимпульс

Задние уравнивающие импульсы

Нечетный полукадр гасящий импульс Четный полукадр

Задние уравнивающие импульсы

Рис. 1.2. Полный видеосигнал

Активные интервалы



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9]