|
||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[0] Б.А.ПАВЛОВ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИЕМ В АВТОМОБИЛЕ В книге рассказано об особенностях телевизионного приема в автомобиле. Описаны варианты конструкций автомобильных телевизионных антенн, позволяющих вести прием телевизионных программ. Даются рекомендации по использованию малогабаритных телевизоров промышленного изготовления и их установке в салоне автомобиля. Для подготовленных радиолюбителей. 30403 - 245 п-------------------249-80. 2402020000 051(01)-80 ббк 32.94 6фз © Издательство «Энергия», 1980г. ПРЕДИСЛОВИЕ Радио и телевидение - средства массовой информации и пропаганды достижений Советского Союза в области науки, техники и культуры. Радио и телевизионное вещание обслуживают население и непосредственного воздействия на сферу материального производства не оказывают. Их основная задача - формирование всесторонне развитого человека нового общества, вовлечение его в активную политическую, общественную и культурную жизнь. Средства массовой информации играют важную роль в системе народного хозяйства и имеют большое социально-политическое значение. Способствуя воспитанию коммунистического отношения к труду, творческой инициативы, обеспечивая обмен передовым опытом, распространение новейших достижений науки и техники, радио и телевидение вносят реальный вклад в повышение производительности труда и эффективности общественного производства. Эти передачи наиболее эффективны во время вынужденного досуга радиослушателей и телезрителей, в частности, когда они являются пассажирами транспортных средств. Бортовые телевизионные системы применяются в самолетах гражданской авиации, успешно внедряются в автобусах. Однако радиолюбители существенно отстали в этой области, и цель настоящей брошюры - заполнить пробел в части телевизионного приема. Помехи от двигателей, способы их уменьшения и низкочастотный звуковой тракт подробно рассмотрены в литературе [1, 2], поэтому автор на них не останавливается. В первой главе предлагаемой брошюры показано, что обычные телевизионные антенны имеют большие габариты и являются узконаправленными, из-за влияния близко расположенной проводящей поверхности, принимают вертикально поляризованные помехи. Для повторения радиолюбителям рекомендуются малогабаритные рамочные антенны с балансным усилителем, Во второй главе приведены рекомендации по выбору промышленного телевизора и описываются изменения, которые необходимо внести в блоки приемника и развертки с целью повышения их помехоустойчивости. В третьей главе читатели познакомятся с методами фильтрации телевизионного и звукового сигналов. Даются схемы помехоустойчивых УПЧИ и УПЧ3, выполненных с использованием промышленных модулей и твердотельных микросхем со средней степенью интеграции. В четвертой главе рассматриваются стабилизированные источники питания телевизора и дополнительных устройств. Автор с благодарностью примет замечания и пожелания по книге, которые просит направлять по адресу: 113114, Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10, издательство «Энергия», редакция Массовой радиобиблиетеки. ГЛАВА ПЕРВАЯ ПРИЕМНЫЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ АНТЕННЫ Появление малогабаритных и экономичных телевизоров позволяет вести прием телевизионных передач в автомобиле. Однако при использовании обычных антенн нельзя обеспечить высокое качество изображения. В стационарных условиях можно выбрать место для антенны, поднять ее выше окружающих предметов и направить точно на телецентр, что невыполнимо при установке антенны.на подвижном транспорте. В результате в городах, застроенных большими зданиями, диапазон изменений входного сигнала достигает 30 - 40 дБ, а относительный уровень отражений 60%. В радиовещании запаздывание отраженного сигнала относительно прямого меньше минимального периода модуляции, поэтому, хотя напряженность суммарного сигнала непрерывно меняется, УКВ ЧМ прием происходит без искажений. В телевидении отраженные волны являются помехой. Их запаздывание относительно прямого сигнала больше минимального периода модуляции, и прием в движущемся транспорте радиоволн, распространяющихся различными путями, вызывает периодическое изменение контрастности, срыв синхронизации генераторов развертки, передвигающиеся повторные изображения или потерю четкости. Автомобильная телевизионная антенна, предназначенная для приема во время движения, должна быть малогабаритной, ненаправленной в горизонтальной плоскости и малочувствительной к отраженным помехам. Круговую диаграмму направленности имеют горизонтальная рамочная антенна, уголковый вибратор Пистолькорса или несколько антенн с векторно-суммирующим устройством. Характеристика направленности уголкового вибратора является круговой только в узком диапазоне частот (при длине плеч вибратора, близкой к половине длины волны принимаемого сигнала). Для формирования круговой диаграммы направленности с помощью двух взаимно перпендикулярных электрических диполей необходимо сдвинуть фазу одного из сигналов на 90°, сохранив неизменной его амплитуду. Суммирование с помощью отрезка кабеля постоянной длины не обеспечивает возможность работы в диапазоне частот. Сигналы можно сложить и по промежуточной частоте, если для преобразования поставить два синхронизированных гетеродина со взаимным сдвигом фазы колебаний на 90°. Однако в этом случае получается достаточно сложное устройство и исключается возможность использования промышленного телевизора. Более удобна горизонтальная рамочная антенна, которая по сравнению с электрическими вибраторами малочувствительна к низкочастотным помехам. Такие помехи, возникающие при движении под линиями электропередачи, вызывают перегрузку входных цепей телевизионного приемника или выход из строя транзисторов. Рис. 1. Диаграммы направленности рамочной антенны. Горизонтально поляризованный сигнал в непосредственной близости от металлической крыши автомобиля ослабляется. Известно, что в зоне прямой видимости передатчика напряженность поля сигнала Ес пропорциональна высоте установки антенны над проводящей поверхностью и определяется по квадратичной формуле Введенского: где Р - произведение мощности телевизионного передатчика на коэффициент усиления передающей антенны; z - высота передающей антенны; h - высота приемной антенны; Я - длина волны; г - расстояние до передатчика. На рис. 1 сплошной линией показана диаграмма направленности рамочной антенны в вертикальной плоскости г (h, А) в зависимости от высоты установки над проводящей поверхностью h и угла возвышения Л: F (ft, Д) = sin f(2лАЩ sin Д] cos Д. Первый сомножитель - результат сложения прямой и отраженной от проводящей поверхности волн, второй характеризует направленность рамочной антенны в свободном пространстве. Пунктирной линией на рис. 1 показана диаграмма направленности в горизонтальной плоскости. Рис. 2. Возникновение волн с вертикальной поляризацией. Другая особенность любой горизонтальной антенны, расположенной над проводящей поверхностью, - чувствительность к вертикально поляризованным волнам. В отечественном телевизионном и ЧМ. вещании чаще применяется горизонтальная поляризация, что объясняется меньшим уровнем помех, чем при вертикальной поляризации, и более простой конструкцией передающих антенн более низкочастотных телевизионных каналов. Вертикально Поляризованные волны возникают в результате отражения сигналов телецентра от наклонно расположенных предметов (рис. 2). Волна, имеющая напряженность электрического поля Ес, наводит ток в наклонном проводнике. Проводник является излучателем отраженных вторичных волн, имеющих вертикальную составляющую напряженности поля Еп. При большой объемной плотности вторичных излучателей все три направления переизлучения равновероятны, как равновероятны и виды поляризации отраженных волн. Измерения подтверждают, что при горизонтальной поляризации сигнала передатчика вертикальная составляющая напряженности поля в пределах города составляет в среднем 30% ее горизонтальной составляющей. В результате влияния горизонтальной проводящей поверхности кузова напряженность поля горизонтально поляризованного сигнала возле антенны меньше напряженности поля отраженной вертикально поляризованной помехи: Ес !Еп = УМ /Ап С 1,(2) где пП - средняя высота вторичных излучателей. Поскольку антенна, расположенная над проводящей поверхно-, стью, чувствительна к волнам с вертикальной поляризацией, происходит подавление сигнала отраженной помехой. Практически все проводящие предметы вдоль дороги - столбы, деревья, железобетонные конструкции - расположены почти вертикально и переизлучают вторичные волны преимущественно с вертикальной поляризацией, что еще больше способствует подавлению сигнала. Формула (2) справедлива для районов городской застройки. На слабопересеченной местности и у границы зоны прямой видимости помеха меньше. Однако различие в поляризации прямой и отраженной волн при правильном выборе размеров антенны может быть использовано для отделения сигнала от отраженной помехи. Рассмотрим, как воздействует вертикально поляризованная помеха на горизонтальную рамочную антенну. Горизонтальная рамка имеет собственную индуктивность L и емкость связи с металлической поверхностью кузова Ссв. Индуктивность и емкость растут с увеличением диаметра рамки D, а емкость, кроме того, увеличивается с уменьшением высоты установки антенны над проводящей поверхностью: £ = h,Z> (In - 2)/2; \ Ссв = 2я%0/1ц(4ШЬ }(3) где ео, Но - электрическая и магнитная постоянные; d - диаметр антенного проводника. Рис. 3. К вопросу о приеме вертикально поляризованных волн горизонтальной рамкой. Рис. 4. Упрощенная схема входной цепи активной антенны. |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | ||