Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[6]

При правильном монтаже и исправных микросхемах синхрогенератор налаживания не требует.

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ИГРОВАЯ ПРИСТАВКА"ХОККЕЙ" Алгоритм работы и структурная схема

Телевизионная приставка "Хоккей" позволяет воспроизвести на экране любого телевизора игровую ситуацию, аналогичную хоккею с шайбой для двух команд.

На экране формируется игровая площадка с разметкой и воротами. Каждая команда на площадке имеет двух игроков: защитника, расположеннного перед своими воротами, и нападающего - в зоне соперника. Игроки представлены в виде отметок, передвигающихся синхронно по вертикали, шайба - в виде квадратной отметки малого размера, перемещающейся по полю в любом направлении. Скорость движения шайбы по горизонтали и вертикали можно устанавливать независимо. Траектория движения шайбы в целом носит случайный характер из-за особенностей столкновения шайбы с игроками. Игроками управляют с выносных пультов. В приставке предусмотрен режим электронного управления игроками правой команды. Программа управления рассчитана на игру с соперником разной степени подготовленности. Тактика игры "электронной" команды может изменяться в процессе "исследования" соперника.

Рис. 42. Упрощенный алгоритм работы приставки "Хоккей"

Подсчет очков для обеих команд ведется до 19 и отображается на экране. На усилитель звуковой частоты телевизора выводятся "щелчки" шайбы при ударе о борта площадки и об игроков. Игровая приставка рассчитана на подключение к усилителю сигналов изображения черно-белого или аналогичным усилителям цветного телевизора. Узел сопряжения цветовых сигналов рассчитан на телевизоры УПИМЦ-61 с торговыми индексами Ц-201, Ц-202, Ц-208. Приставка потребляет ток не более 200 мА при напряжении питания 5 В.

Упрощенный алгоритм работы приставки "Хоккей" приведен на рис. 42. Автоматические операции (блоки алгоритма) , имеющие однозначное решение, обозначены прямоугольниками. Операции, имеющие неоднозначное решение (проверка условий) , обозначены ромбом. Операции начала и конца алгоритма обведены овалом. Переходы от одного блока к другому указаны стрелками. На приведенной схеме операция установки исходного положения шайбы и счета, представленная блоком 1, выполняется автоматически при включении приставки, но может выполняться и в процессе игры. Сброс счета в состояние 0:0 происходит вместе с установкой шайбы в исходное положение у линии ворот одной из команд. В момент удара защитником по шайбе (блок 2) запускается устройство горизонтального и вертикального смещения шайбы (блок 3) .

Операции проверки условий (блоки 4 - 7) реализуются одновременно. Функции операций идентичны, поскольку они проверяют условие столкновения шайбы с тем или иным препятствием: бортами площадки, линиями отскока, игроками.


При отсутствии столкновения динамический режим шайбы не изменяется, столкновение же может изменить его траекторию, оказывая действие на ряд других устройств. Так, столкновение с горизонтальной (вертикальной) линией площадки приводит к изменению направления соответственно вертикальной (горизонтальной) составляющей скорости движения шайбы. Наиболее интересно изменяется режим движения шайбы при столкновении с игроками. При столкновении шайбы с защитниками меняется направление горизонтальной составляющей скорости. При прохождении шайбы через "своего" нападающего в сторону ворот соперника режим движения шайбы по горизонтали не изменяется, а при движении шайбы в сторону " своих" ворот столкновение с нападающим изменяет направление горизонтальной составляющей скорости. Изменение направления вертикальной составляющей скорости движения шайбы зависит от характера соударения с игроками (например, с краем или серединой отметки, быстрый или медленный удар по шайбе и т.д.). В одних случаях направление вертикальной составляющей меняется, в дургих - остается прежним.

Рис. 43. Структурная схема приставки "Хоккей"

При столкновении шайбы с левой линией отскока счет увеличивается на единицу в счетчике результата правой команды (голевая ситуация у левых ворот - блок 9) . Аналогичное столкновение с правой линией отскока увеличивает счет на единицу в счетчике левой команды (блок 10). Столкновение шайбы с различными препятствиями сопровождается звуковым эффектом - "Щелчком" (блок 11). Блок 12 осуществляет проверку условия достижения максимального результата любой из команд. Невыполнение условия приводит к циклическому выполнению предшествующих операций, начиная с блока 2, выполнение - к окончанию игры. Структурная схема приставки приведена на рис. 43. Синхрогенератор вырабатывает сигналы синхронизации для телевизора и сетки частот горизонтальной и вертикальной дискретизаций растра, необходимые для синтеза статического изображения игры. Сигнал площадки вырабатывается формирователем площадки ФП, а сигнал игроков - формирователем игроков ФИ. Шайба создается формирователем шайбы ФШ. Управляющие сигналы обрабатываются в узле логических операций УЛО. Счетчики результата СчР ведут подсчет очков для левой и правой команд, а знакогенератор ЗГ выводит информацию на экран телевизора. Звуковой эффект создается устройством ФЭ. Сопряжение приставки с цветным телевизором обеспечивает формирователь цветовых сигналов ФЦ. В устройстве См происходит суммирование сигналов изображения игры и смешение их с синхросмесью. Электронное управление игроками правой команды осуществляет узел ЭУ. Для подключения приставки к антенному гнезду телевизора сигнал изображения подается на генератор радиочастоты ГРЧ.

Формирователь площадки

Синхрогенератор вырабатывает сетки частот горизонтальной и вертикальной дискретизаций растра. При расположении оси х вдоль строки растра, а оси у перпендикулярно ей местоположение любой вертикальной линии определяется выбранным набором прямых и инверсных сигналов х, - х6, а любой горизонтальной линии - набором прямых и инверсных сигналов У3-ув (см. рис. 38, 39). Принципиальная схема формирователя площадки приведена на рис. 44. На элементе D1 выделяется средняя прерывистая линия, делящая поле на две примерно равные части. Линия прерывается при подаче на один из входов микросхемы D1 сигнала у3. Левая вертикальная линия выделяется микросхемой D2, а правая - микросхемой D3. Верхняя горизонтальная линия формируется на элементе D11.1 с участием элементов D4, D8. Здесь же, на элементе D11.2, вырабатывается инверсный сигнал запуска знакового генератора - импульс ЗП. Нижняя горизонтальная линия формируется элементом D5. Ограничение линий слева и справа производит RS-триггер, выполненный на элементах D6.3, D6.4. Триггер запускается сигналом левой вертикальной линии с выхода элемента D2 и устанавливается в исходное состояние по импульсу с выхода элемента D3. На элементе D8.2 вырабатывается короткий


отрицательный импульс, который поступает на второй вход RS-триггера. Ограничение вертикальных линий сверху и снизу осуществляет RS-триггер, выполненный на элементах D6.1, D6.2. Триггер запускается сигналом с выхода элемента D11.1. С выхода триггера напряжение высокого уровня поступает на элементы D1 - D3 и разрешает формирование вертикальных линий площадки. Сброс триггера в нуль производится импульсом, сформированным по срезу сигнала с элемента D5.

m-Db-xm/taz

i/8.sя i?. i

Рис. 44. Принципиальная схема формирователя площадки

Ворота формируются RS-триггером на элементах D7.3, O7.4. В исходном состоянии на выходе элемента D7.3 имеется высокий уровень напряжения и микросхемы D2, D3 открыты. Как только на элемент D10.2 поступают необходимые сигналы, он формирует отрицательный импульс, переводящий триггер на элементах D7.3, D7.4 в нуль, блокируя элементы D2, D3. В это время формируются ворота. Возвращается данный триггер в исходное состояние импульсом, сформированным на элементе D9.1.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17]