Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[10]

элементе D8.2 в это время напряжение 5 В делится резисторами R10, R11. Диод VD1 открыт, так как на выходе D7.1 в данный момент напряжение низкого уровня (установка шайбы у ворот) . Движение шайбы начинается в момент столкновения ее с одним из защитников. На элементе D4.3 вырабатывается отрицательный импульс, который возвращает оба триггера установки в исходное состояние. При этом закрываются транзисторы микросборки А1.2, А1.3 и открывается транзистор А1.1.

На выходе элемента D7.1 устанавливается напряжение высокого уровня, диод VD1 закрывается, снимается блокировка с элементов D8.1, D8.2 и в зависимости от положения триггеров горизонтального и вертикального движения шайба летит в определенную сторону. В момент включения приставки может создаться ситуация, когда оба установочных триггера будут открыты, т.е. открыты оба транзистора микросборки А1.2, А1.3. Шайба встанет в ненормальное положение (в середине правой половины площадки) . Для исключения этого сигнал с выхода элемента D5.4 подается на вход элемента D6.1, и триггер левой установки принудительно возвращается в нулевое состояние.

Столкновение шайбы с игроками влияет на триггер вертикального движения шайбы неоднозначно. Шайба при движении через игрока или при отражении от него пересекает четное или нечетное число строк. Поэтому на входе С триггера D9 будет произвольное число импульсов и заранее предугадать нельзя, в какое состояние установится триггер. В результате неизвестно, вверх или вниз полетит шайба. При игре это свойство позволяет забивать голы "в одно касание". Инверторы D1.2, D1.3 вырабатывают перепады напряжения для формирователя щелчка.

Переключатель S1 в замкнутом положении позволяет играть в "Хоккей" с партнером. В разомкнутом положении на элемент D7.2 поступает сигнал "Авт." для электронного управления игроками правой команды. Переключатель в узле логических операций и переключатель в формирователе игроков взаимосвязаны.

Налаживание комплекса "узел логических операций + формирователь шайбы" - самая ответственная операция при настройке игры. Можно рекомендовать следующую последовательность регулировки. На выходе элемента D7.1 установить любым способом нуль. Транзисторы А1.2, А1.3 также должны быть закрыты. Для этого их базы можно заземлить. На конденсатор С1 со вспомогательного делителя напряжения подать напряжение такого уровня, чтобы шайба остановилась в середине экрана. Одновременно подобрать сопротивление резистора R1 так, чтобы шайба находилась по вертикали чуть выше ворот. Снять блокировку с элемента D8.2. Для этого разорвать связь между выходом элемента D7.1 и точкой соединения диода VD1 и входа элемента D8.2, например, в точке "а". Шайба, оставаясь неподвижной по горизонтали, должна двигаться, отскакивая от верхней и нижней линий площадки то вверх, то вниз. Изменяя сопротивление резистора R13, следует наблюдать за изменением скорости движения шайбы. Любое изменение скорости по вертикали не должно вызывать пропадание шайбы или ее выход за линии площадки. В противном случае надо увеличить сопротивление резистора R12. Может быть так, что шайба "не хочет" входить в площадку и "уходит" за пределы экрана и даже вызывает сбой синхронизации. Это значит, что на устройствах совпадения перепутаны сигналы горизонтальных линий площадки и их надо поменять местами.

Далее, на выходе элемента D7.1 нужно установить любым способом единицу, а линию с сигналом "5" заземлить (т. е. зафиксировать положение шайбы по вертикали) . Транзистор А1.1 в этом случае открывается, и шайба начинает двигаться по горизонтали в пределах площадки. Чтобы она не попадала в ворота, их необходимо временно закрыть. Для этого в формирователе площадки (см. рис. 44) надо отсоединить провод, подходящий к выходу элемента D7.4 (связь 7) . После этого надо проверить правильность отскока шайбы от вертикальных линий и от игроков. Неправильный отскок шайбы, как правило, говорит о том, что перепутаны сигналы левой и правой линий площадки на устройствах совпадения или сигналы игроков левой и правой команд. Изменяя сопротивление резистора F?3, нужно убедиться в изменении скорости движения по горизонтали. Шайба не должна уходить за пределы площадки при любой скорости движения. Просмотр ведется на экране телевизора с помощью смесителя сигналов (см. рис. 58) . Переключатель S1 должен находиться в положении, показанном на схеме, т. е. замкнутым на корпус.

Затем вновь следует закрыть транзистор А1.1 и открыть транзистор А1.2. Изменяя сопротивление резистора R5, нужно добиться такого положения шайбы, при котором она встанет на одну вертикаль с правым защитником. Закрыв тарнзистор А1.2 и открыв тарнзистор А1.3, резистором R9 необходимо установить шайбу на одну вертикаль с левым защитником. Может случиться так, что после истечения определенного промежутка времени шайба будет смещаться вправо относительно вертикалей защитников, "плыть", причем с правой стороны она может вообще сместиться так, что защитник не сможет ударить по ней. Суть этого явления - в тепловом прогреве как источника питания приставки, так и компараторов в формирователе шайбы и транзисторов микросборки А1 в узле логических операций. Поэтому лучше предусмотреть установку резистора R5 в таком месте, чтобы было удобно подстраивать его, не открывая крышку корпуса приставки. Другой путь - это ввести в делитель напряжения правой установки шайбы в исходное состояние (резистор R5) термосопротивление, компенсирующее "дрейф" шайбы, так, как это сделано, например, в [з] .

Полностью восстанавливая схему, следует еще раз проверить правильность работы установочных триггеров. Уровни напряжения на конденсаторах С1 и С2 должны при движении шайбы соответствовать указанным на рис. 55. При нажатии кнопки "Уст. О" (в счетчиках результата) шайба должна всегда занимать правое исходное положение у ворот. При попадании шайбы в ворота счет должен меняться в момент столкновения шайбы с линиями отскока (они находятся за пределами экрана и невидимы. Просматриваются осциллографом) .


При использовании микросхем других типов, отличных от примененных в узле логических операций, возможно следующее явление. Шайба, двигаясь в левую половину площадки от ворот с правой половины поля, не долетев до средней линии, неожиданно, не встречая препятствия, меняет траекторию движения по горизонтали и возвращается назад. Это значит, что в счетчиках с последовательным счетом синхрогенератора (рис. 39, 40) в момент перехода всех разрядов, кроме старшего, из единицы в нуль имеется задержка в установке сигнала хб в состояние единица. Поэтому в точке с координатами 16/17 (см. рис. 40,а) формируется короткий паразитный импульс, повторяющий левую линию отскока со всеми вытекающими последствиями. Бороться с этим импульсом можно следующим образом: между выходом элемента D3.1 и входом элемента D5.3 в узле логических операций нужно установить интегрирующую RC цепь, состоящую из резистора сопротивлением 100...300 Ом и конденсатора емкостью 51 ...510пФ. Емкость необходимо подобрать экспериментально до пропадания этого эффекта. Еще проще сигналы х4 и х5, приходящие на элемент D3.1, задержать относительно сигнала х6. Сделать это можно, подав Х4 и х5 на элемент D3.1 и предварительно пропустив каждый из них через два инвертора.

Устройство электронного управления игроками

Принципиальная схема устройства приведена на рис. 56. Сигнал ВУ с формирователя шайбы поступает на одновибратор, выполненный на микросхеме D8. Одновибратор формирует импульс, который через инвертор D6.3 проходит на формирователь игроков. При установке переключателя S1 в положение "ЭУ" (рис. 46) сигнал электронного управления ЭУ подается на элементы, определяющие положение игроков правой команды по горизонтали. Поскольку сигнал ЭУ вырабатывается из вертикальной составляющей шайбы, положение игроков правой команды будет определяться положением шайбы по вертикали в данный момент времени. Иными словами, игроки будут следовать за шайбой и постоянно отражать ее на половину поля соперника. Если вступить в игру в этот момент, то электронный соперник выиграет со счетом 13:0. Поэтому остальная часть схемы на рис. 56 построена с таким расчетом, чтобы шайба при определенных обстоятельствах проходила как через нападающего, так и через защитника правой команды в ворота. С этой целью при включении приставки на триггер D2.3, D2.4 проходит импульс установки нуля "Уст.0". На выходе элемента D2.3 устанавливается напряжение высокого уровня, которое открывает элемент D1.1, а напряжение низкого уровня с выхода D2.4 закрывает вход (вывод 13) микросхемы D4.

Л! К135ЛР!

ВЗ- К135/ТА1/ ЯЦ--К1Э5 ЯР1 Л5-К7ЭЯ ТВ 1 JIB- K735J7H! 777-КГ35ЛР1

С5 u.033

Рис. 56. Принципиальная схема устройства электронного управления игроками

Состояние RS-триггера на элементах D2.1, D2.2 может быть произвольным: если единичное, на выходе микросхемы D4 присутствуют импульсы у5, если нулевое - импульсы у4. Эти импульсы инвертируются элементом D6.2 и в противофа-зе подаются на элемент D7.1. На выводы 3,5 элемента D7.1 подан сигнал с D-триг-гера D5. На вход синхронизации С триггера D5 поступают импульсы с генератора импульсов на транзисторе VT1 и инверторе D6.1, выполненного по схеме, приведенной в [15]. Длительность импульсов на выходе триггера D5 около 2 с. Таким образом, элемент D7.1 поочередно коммутирует импульсы у5 (может и у4) с частотой, определяемой импульсами триггера D5. На вход элемента D7.1 проходит сигнал "Авт.", который


подается на узел логических операций. В разомкнутом положении переключателя S1 (см. рис. 55) импульсы "Авт." управляют устройством совпадения D2.2. Таким образом, импульсы ys (y4) и у5 (у4) создают на площадке зоны, в которых шайба становится нечувствительной к игрокам правой команды.

Эти зоны постоянно меняются вследствие коммутации их триггером D5 (рис. 56) . Если игроки правой команды попадают в эту зону, то шайба не отражается, а проходит сквозь них. Импульсы у5 являются по частоте самыми низкими и создают на площадке самые большие зоны нечувствительности. Допустим, соперник забил электронной команде три гола. В этом случае на входе элемента D1,2 появляется дифференцированный импульс, по которому триггер на D2.1, D2.2 устанавливается в нулевое состояние. Импульсы у5 блокируются, а на выходе D4 появляются импульсы у4. Это значит, что размер зон нечувствительности уменьшается и электронная команда будет успешнее отражать атаки на свои ворота. Триггер D2.1, D2.2 срабатывает каждый раз после 2, 3, 6, 7, 10, 12 голов в те и другие ворота. Полная тактика игры электронной команды приведена в табл. 3.

Таблица 3

Счет (Вариант 1)

Сигнал на выходе

Счет (Вариант 2)

Сигнал на выходе

При достижении соперником счета 13 независимо от счета правой команды триггер на элементах D2.3, D2.4 переключается и на выход D4 проходят импульсы у3. Зоны уменьшаются еще в 2 раза. Одновременно элемент D1.1 блокируется напряжением низкого уровня с выхода элемента D2.3. Таким образом, последние шесть голов приходится забивать всегда сильной команде. Если же счет до 13 не доходит, электронная команда продолжает играть в тактике у5, у4 до конца матча. Найти зоны нечувствительности при игре с электронной командой сложно, так как они постоянно меняются.

При налаживании устройства электронного управления игроками необходимо сигнал с выхода элемента D7.1 подать на смеситель сигналов (вместо сигнала шайбы) и проверить правильность переключения зон в зависимости от счета согласно табл. 3. На счетчики результата подаются4 импульсы счета в разовом режиме от вспомогательного RS-триггера с управлением от кнопки.

Формирователь щелчка

Схема формирователя щелчка приведена на рис. 57. Он представляет собой одновибратор, выполненный на элементах D1, D2.1. На вход формирователя поступают сигналы из узла логических операций. После дифференцирования на конденсаторах С1 -С5 и резисторах R1 - R10 короткие импульсы запускают одно-вибратор, который формирует отрицательный импульс длительностью около 700 мкс. С выхода элемента D2.2 импульсы щелчка подаются на вход УЗЧ телевизора. При отсутствии щелчков фон в динамическом громкоговорителе не прослушивается ввиду того, что исходное состояние элемента D2.2 открытое и вход УЗЧ по существу соединен по переменной составляющей с корпусом. Закрывается этот элемент только в момент прохождения щелчка.

Смеситель сигналов

Принципиальная схема смесителя показана на рис. 58. На элемент D1.1 подаются импульсы синхросмеси положительной полярности. На входы элемента D1.2 в отрицательной полярности поданы импульсы шайбы, счета, площадки и игроков. Суммирование всех сигналов происходит на выходе элемента D1.1. Через конденсатор С1 сигнал изображения подается на выходное гнездо (см. формирователь цветовых сигналов).

Формирователь цветовых сигналов

Принципиальная схема формирователя приведена на рис. 59. На вход шифратора, выполненного на элементах D1.1-D1.3, подаются сигналы шайбы, линий площадки, игроков левой и правой команд и счета. На выходе шифратора формируется трехразрядный двоичный код цвета элементов изображения, который затем поступает на выходные элементы D4.1 - D4.3. выходные сигналы цвета элементов изображения соответствуют табл. 4. Исходный цвет цифр счета - желтый. В зависимости от результата игры цвет цифр меняется при победе левой команды с желтого на красный, при победе правой команды - с желтого на синий,



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17]