Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[46]

широкое внедрение комбинированных устройств - магнитол, объединяющих автомобильный приемник и кассетный стереофонический магнитофон (магнитофонная часть, как правило, рассчитана только на воспроизведение);

максимальная автоматизация процесса управления радиоаппаратурой с тем, чтобы по возможности освободить водителя от всех манипуляций ручными органами управления, отвлекающими его внимание;

расширение функций радиоприемного устройства, в первую очередь в результате использования его для приема сигналов специализированных систем радиовещания, передающих информацию для водителей автотранспорта (система дорожной информации -

ДИ);

Жесткие габаритные требования к автомобильной радиоаппаратуре, обусловленные усложнением «начинки» приборных панелей. С 1975 г. большинство ведущих фирм Западной Европы и Японии перешло на выпуск автомобильной радиоаппаратуры в габаритах, установленных стандартом ДШ 75500: I вариант с габаритами 180X170X52 мм и II вариант - 180X150X44 мм.

Поскольку возможности для увеличения габаритов при введении магнитофонной части и стремлении ввести ряд новых потребительских возможностей (цифровой отсчет частоты, индикация времени, электронная память большой емкости, автоматическое подавление импульсных помех, сквозной стереотракт и т. п.) ограничены, перед разработчиками стоит задача поиска новых технических решений и элементной базы. Так, стало уже традиционным выполнять основные элементы трактов на интегральных микросхемах, применять электронную настройку, малогабаритные лентопротяжные механизмы, электронные системы управления коммутацией, настройкой и запоминанием станций.

При практической реализации перечисленных технико-эксплуатационных параметров, конструктивных характеристик и потребительских возможностей ведущие зарубежные фирмы используют комплекс разнообразных технических решений как общего характера (нашедших применение и в другой бытовой радиоаппаратуре), так и специфических, созданных о учетом особенностей автомобильных радиоприемных устройств. К наиболее интересным достижениям принципиально нового характера, используемым в зарубежной автомобильной радиоаппаратуре последних лет, следует отнести:

систему автоматического подавления импульсных помех в диапазоне УКВ. Используется несколько разновидностей этой системы, но все они основываются на общем принципе - кратковременном закрывании тракта полезного сигнала при воздействии интенсивной импульсной помехи от системы электрооборудования. Практически все модели приемников и магнитол ведущих западноевропейских фирм выпускаются со встроенным блоком автоматического подавления импульсных помех;

разработку и., внедрение ряда специализированных интегральных микросхем: УНЧ со встроенными системами защиты от короткого замыкания, на выходе, перенапряжений и тепловых перегрузок (ТДА2002 ТДА2870), стереодекодеров на базе системы ФАПЧ (ТДА1005, KB440q, МС1311), устройств с петлей ФАПЧ для опознавания низкочастотных идентификационных сигналов, системы ДИ (NE567), подавителей импульсных помех (ТДА1001, U114B) и, наконец, появившихся в последнее время многофункциональных БИС, объединяющих в себе основные элементы синтезатора частоты с петлей ФАПЧ, программируемое постоянное ЗУ для электронной фиксации настроек на частоты 10 - 15 станций, . аналого-цифровой преобразователь и устройство формирования сигналов для индикатора цифрового отсчета частоты (MB 1101 А);

использование различных схем индикации напряженности поля УКВ ЧМ станций и связанных с ними систем управления. В моделях фирмы «Филипс» применяется устройство, вырабатывающее световой сигнал при падении напряженности поля принимаемой станции ниже установленной. Фирма «Пионер» разработала устройство ( интегральном исполнении), обеспечивающее перевод стереоприемника сначала режим «моно», а затем «запирание» тракта НЧ (il режиме «моно») при падении сигналов «стерео» и «моно» на входе ниже


заранее выбранных уровней. В моделях фирм. «Грюн-диг» и «Блаупункт» применяется система, которая в режиме приема сигналов системы ДИ обеспечивает автоматическую подачу звукового сигнала при падении напряженности поля ниже определенного уровня (т. е. при выезде автомобиля из аоны обслуживания станции ДИ данного района);

постоянное расширение номенклатуры моделей со встроенным блоком для приема сигналов, системы ДИ (помимо западноевропей-ских фирм большое число моделей со встроенным декодером сигналов ДИ выпускается для экспорта фирмами Японии); Ведутся работы по совершенствованию декодеров, конечной целью которых является полная автоматизация процесса приема ДИ. Далее приводится построение двух систем ДИ (внедренной в ФРГ, Австрии, Швейцарии и разрабатываемой в Великобритании);

широкое применение цифрового отсчета частоты (иногда также предусматривается возможность работы цифрового дисплея частоты в режиме индикации текущего времени), фиксации настроек (механическая и электронная), введение переключателя «Местный - Дальний прием», автореверса в ЛПМ, системы шумоподавления типа Долби, а также использование в некоторых моделях магнитол системы автоматического (программируемого) поиска требуемого участка фонограммы, записанной на магнитной ленте.

В 1978 - 1980 гг. сформировались и интенсивно развиваются два новых направления в разработках зарубежной автомобильной радиоаппаратуры. Первое базируется на применении электронных блоков настройки, построенных на базе цифровых синтезаторов частоты с петлей ФАПЧ, позволяющих помимо получения весьма высоких параметров тюнера (чувствительность, селективность, стабильность настройки и т. п.) сравнительно просто и главное без существенного увеличения габаритов модели реализовать целый комплекс потребительских возможностей: электронный автопоиск, электронное сканирование, цифровой отсчет частоты, электронную программируемую систему фиксации настроек с большой емкостью памяти, сохраняющей информацию при отключенном напряжении питания. Важное достоинство таких систем - возможность сопряжении с микропроцессором или микроЭВМ, использование которых открывает совершенно новые возможности, не мыслимые при традиционных схемах построения блоков настройки. Так, например, в разработанной фирмой «Филипс» в 1980 г. автомагнитоле благодаря использованию управления от микроЭВМ решается такая специфическая для условий приема УКВ-ЧМ вещания в автомобиле задача, как автоматизация процесса перестройки на частоты станций, передающих одинаковую программу (при поездке на дальние расстояния водителю, как только он покидает относительно небольшую зону уверенного приема определенной УКВ станции, приходится вручную перестраивать приемник на частоту другой станции, передающей ту же программу).

Используемая в магнитоле микроЭВМ имеет программируемое ПЗУ, в котором может храниться до 60 частот УКВ радиостанций И информация об условном номере программы (одной из шести), передаваемой, каждой станцией. Помимо обычного автопоиска мнк-роЭВМ1 может осуществлять программный поиск: при нажатии на одну из шести программных клавиш (т. е. при выборе нужной программы) ЭВМ переносит соответствующие частоты из ППЗУ в опе-ративиу» намять. Далм соответствия с определенными критерияМи (уровень сигнала, отсутствие комбинационных помех) из этих частот выбирается та, при настройке на которую обеспечивается наиболее качественный прием. Настройка осуществляется с помощью синтезатора частоты, и значение частоты настройки отображается на цифровом индикаторе. При падении уровня принимаемого сигнала ниже установленного (или при ухудшении селективности, появлении сильных комбинационных помех) микроЭВМ выбирает из хранящихся в оперативном ЗУ частот другую, но модулированную той же программой, что и частота, на которую был настроев приемник, и перестраивает его (без участия оператора - водителя автомобиля).


Вторым совершенно новым направлением в конструктивной компоновке «автомобильной радиоаппаратуры стало появление так называемых «компонентных автомобильных систем» - аналогов домашних блочных HI - FI радиокомплексов. Компонентные системы выполняют в виде набора малогабаритных блоков: тюнера, усилителя, кассетного магнитофонного стереопроигрывателя и графического эквалайзера. Общей характеристикой этих систем является реализация предельных электрических параметров и использование максимального набора потребительских возможностей. Отдельные блоки таких систем имеют параметры на уровне аналогичных характеристик стационарной блочной HI - FI радиоаппаратуры. Особо следует отметить, использование в компонентных системах усилителей с необычно высокой для автомобиля выходной мощностью (до 30 Вт на канал), а также двухполосных малогабаритных акустических систем, рассчитанных на подведение к ним весьма большой звуковой мощности.

Важная роль в компонентных системах принадлежит графическому эквалайзеру: благодаря наличию нескольких полос регулировки частотной характеристики (до 10), а также специального регулятора, обеспечивающего перераспределение мощностей, подводимых к передним и задним громкоговорителям акустической системы автомобиля, потребитель получает возможность «озвучить» салон в зависимости от индивидуального вкуса и с учетом; спектрального состава и уровня шума на различных местах. Отмечая бесспорные достоинства компонентных систем, следует тем не менее учитывать, что их габариты значительно превышают габариты традиционных (моноблочных) видов автомобильной радиоаппаратуры, изготавливаемой, как уже отмечалось, в основном в стандартных размерах по DIN75500. Это обстоятельство создает пока определенные ограничения для широкого применения компонентных систем.

В ближайшей перспективе следует ожидать появление еще одно-то направления развития зарубежной автомобильной радиоаппаратуры - стереофонического вещания в диапазонах AM. Совершенно очевидно, что основным преимуществом стереовещания в диапазонах AM является значительное расширение зоны стереоприема, так как дальность распространения волн радиовещательных AM диапазонов (ДВ, СВ, KB) не ограничена зоной прямой видимости.

Поэтому в опубликованных материалах, касающихся перспектив стереоприема в AM диапазонах, отмечается, что аппаратура для приема стереосигналов в диапазонах AM найдет наиболее широкое применение именно в автомобилях, где проблема расширения зоны уверенного приема стереосигналов наиболее актуальна. Начало выпуска приемников, укомплектованных соответствующими стереодеко-дерами (которые уже разрабатываются в интегральном исполнении), ожидается в 1982 г., причем по оценочным расчетам около 80% всего объема выпуска AM приемников со стереотрактом в США будет предназначено для установки в автомобилях.

Заканчивая этот краткий обзор развития зарубежной техники радиовещательного приема в автомобиле, рассмотрим более подробно принципы построения и основные технические решения, на которых базируется одно из самых специфических и имеющих, по-видимому, большое будущее направлений развития зарубежных авто-мобильных радиоприемных устройств, - создание систем для оперативной информации водителей с помощью средств радиовещания, т. е. систем ДИ.

10.2. Системы дорожной информации

Важная роль в улучшении эффективности и экономичности использования автомобильного транспорта при одновременном повышении безопасности движения принадлежит своевременной и оне-ративной информации участников движения о текущей дорожной обстановке, изменениях дорожной ситуации и т. п. Информация такого рода должна включать большое число как медленно, так и быстро меняющихся данных, касающихся климатических факторов (гололед, снег, туман на дорогах), состояния



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]