Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[44]

вариометра с ВЧ контурами и платой блока УКВ, регулятор громкости и переключатель тембра, радиатор с оконечными транзисторами УНЧ.

На основной печатной плате располагаются тракт УПЧ-ЧМ, УВЧ, гетеродин и преобразователь, УПЧ тракта AM, УНЧ без оконечных транзисторов. На ней же располагаются колодки переключения ВЧ цепей переключателя диапазонов.

Катушки ферровариометра в процессе предварительной настройки сопрягаются между собой в начале, середине и конце диапазона и в дальнейшем дополнительной регулировки не требуют. Блок УКВ конструктивно совмещен с вариометром. Усилитель низкой частоты выполнен в виде функционально законченного блока. Регулировка и настройка его осуществляются отдельно от приемника, и в собранном виде дополнительной регулировки не требуется.

В автомобильно-переносном приемнике «Урал-авто» принцип разделения на блоки обозначен еще более четко. В радиоприемнике имеется несколько печатных плат и законченных блоков, выполняющих определенные электрические функции. Блок KB, СВ, ДВ и УПЧ (КСДВ - ПЧ) содержит печатную плату с переключателем диапазонов ДВ, СВ, KB и УКВ, контурные катушки и УПЧ-АМ тракта. Блок ПЧ-ЧМ-УНЧ содержит печатную плату, на которой расположены УПЧ тракта ЧМ и УНЧ для работы в переносном режиме, громкоговоритель и ферритовая антенна. Блок вариометра конструктивно совмещен с блоком УКВ и конденсатором переменной емкости для настройки катушек ферритовой антенны (рис. 91).

Причиной объединения в этом блоке трех различный узлОЙ является необходимость

настройки приемника единым передаточным механизмом на всех диапазонах и во всех

Усилитель мощности, используемый при работе в автомобильном режиме, конструктивно совмещен с кассетой, в которую вставляется приемник при работе в автомобиле. Блок

содержит выходной каскад УНЧ, гнезда для подключения громкоговорителя, уста-

новленного в автомобиле, гнезда для подключения антенны, соединительный кабель для

подключения к источнику питания я разъем для соединения с приемником.

Все блоки, относящиеся непосредственно к приемному, устанавливаются на общее шасси швеллерного типа, которое закрепляется в пластмассовом корпусе.

%

Рис. 9.2. Установка приемника «Урал-авто-2» в автомобиле ИЖ-1600 1 - лицевая панель автомобиля, 2 - громкоговоритель. 3- запорный ключ, 4 - приемник «Урал-авто-2», 5 - установочная кассет», 5 - антенный кабель

Новая модель автомобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто-2» отличается значительно уменьшенными габаритами, лучшим внешним оформлением и рядом других конструктивных особенностей. Радиоприемник имеет съемный блок батарей для питания в переносном режиме работы. При работе в автомобиле приемник «Урал-авто-2» без

режимах.


батарейного отсека вставляется, в специальную кассету, постоянно установленную в лицевой панели автомобиля ИЖ-1500, и с помощью специального разъема подсоединяется к аккумулятору автомобиля, антенне и громкоговорителю (рис. 9.2). Кассета имеет замок, который препятствует снятию радиоприемника с автомобиля без ведома его владельца. Если в кассете радиоприемника «Урал-авто» находился мощный .УНЧ, на который переключался радиоприемник с момента его установки в кассету, то кассете радиоприемника «Урал-авто-2» нет никаких активных элементов. Бестрансформаторный усилитель мощности расположен в основном корпусе радиоприемника, и коммутация режима работы переносного на автомобильный производится включением специальной кнопки на лицевой панели радиоприемника.

9.2. Особенности конструкций механизмов настройки

В качестве органа настройки в автомобильных радиоприемниках применяется вариометр. Элементами настройки в диапазонах ДВ, СВ и KB являются ферритовые сердечники из материала марки 600НН, а в диапазоне УКВ - алюминиевые сердечники. Для обеспечения требуемых параметров радиоприемника катушки ферровариометра диапазонов AM должны удовлетворять нескольким условиям: коэффициент перекрытия по индуктивности должен быть не менее 10, конструктивная добротность катушек должна быть не хуже 50 - 60, катушки должны быть сопряжены по индуктивности с точностью не хуже 2%, катушки должны быть надежно экранированы для предупреждения самовозбуждения УВЧ, начальную индуктивность катушек необходимо выбирать с учетом суммарной емкости антенной системы автомобиля.

Длина намотки катушек составляет 25 - 26 мм. Обеспечение коэффициента перекрытия, равного 10, достигается при длине хода сердечника 23 мм. Ход сердечника во многом определяет габариты самого механизма настройки. При проектировании современных автомобильных приемников ставится задача максимального уменьшения их габаритов. В этих условиях уменьшение размеров механизма настройки играет существенную роль. Имеются два пути уменьшения хода сердечника при условии сохранения коэффициента перекрытия по индуктивности: приближение среднего диаметра катушки к наружному диаметру сердечника и использование ферри-товой системы с замкнутым магнитным потоком, в которой коэффициент перекрытия по индуктивности резко возрастает, что дает возможность уменьшить рабочий ход механизма.

Для обеспечения возможности сближения катушки с сердечником в нем не должна применяться пластмассовая опрессовка, сердечник не должен иметь кривизны поверхности с целью исключения возможности его заклинивания в катушке и через него должно проходить отверстие для закрепления поводка. Система с опрессован-ным сердечником является унифицированной в отечественных автомобильных приемниках А-370, А-271, А-275. Система с неопрессованными сердечниками применена в автомобильных магнитолах АМ-301, АМ-303, радиоприемнике А-373 и А-373Б.

Катушки ферровариометра обычно устанавливают на печатной плате блока УКВ или на специальной небольшой печатной плате (в радиоприемниках без диапазона УКВ) и помещают в литой или штампованный блок, обеспечивающий их экранировку. Наличие экрана снижает конструктивную Добротность катушек. Для уменьшения влияния экрана к его внутренней поверхности приклеивают ферритовые стержни, аналогичные по конструкции сердечникам, служащим для перестройки вариометра, или катушку помещают в ферритовый цилиндр. Другим средством повышения конструктивной добротности катушек ферровариометра является использование секционированной или универсальной намотки, хотя применение последней связано с некоторым усложнением конструкции.

Как и всякое изделие, ферритовые сердечники характеризуются некоторым разбросом параметров. В результате сердечники, применяемые для перестройки в ферровариометре,


имеют небольшие различия по магнитной проницаемости, и потому для автомобильных приемников их разбраковывают по группам, и только сердечники одной группы могут устанавливаться в собираемый ферровариометр. После сборки ферровариометр тщательно сопрягается по индуктив-ностям катушек при крайних положениях сердечников и в дальнейшем, будучи установленным в радиоприемнике, дополнительной регулировке не подвергается. Укладка границ диапазонов ДВ, СВ в заданные пределы осуществляется при помощи дополнительных катущек аналогично укладке диапазонов с применением дополнительных конденсаторов, используемых в радиовещательных приемниках, перестраиваемых КПЕ.

Как указывалось, в диапазоне УКВ для настройки вариометра используются алюминиевые сердечники. В отличие от ферритовых алюминиевые сердечники при их введении в катушку уменьшают ее индуктивность, поэтому при минимально введенном сердечнике индуктивность катушки УКВ будет максимальной и контур окажется настроенным на нижнюю частоту диапазона УКВ, а при максимально введенном сердечнике индуктивность катушки станет минимальной и контур будет настроен на верхнюю частоту диапазона УКВ. Начальная индуктивность катушек (при введенном сердечнике) 0,2 - 0,3 мкГ, а конструктивная добротность при этом на частоте 50 МГц равна 90 - 110.

В качестве практических примеров рассмотрим особенности конструкций механизмов настройки ряда моделей автомобильных приемников. Наиболее простую конструкцию имеет механизм настройки двухдиапазонного (ДВ, СВ) автомобильного приемника III класса А-370

(рис. 9.3).

Блок катушек 1 помещен в корпус 2, установленный на угольнике 8. Через втулку 11, установленную в отверстия угольника, проходит ходовой винт 12 с червячной разьбой, шаг которой равен 5 мм. Для обеспечения рабочего хода механизма 23 мм необходимо сделать 4,5 оборота ходового винта. Винт упирается в шарик подпятника, укрепленного в корпусе с помощью резьбового соединения. В пазу червячной резьбы ходового винта проходит проволочная стальная пружина, скрепленная с подвижной кареткой 9. При вращении винта ручкой яастройки приемника происходит передача давления на пружину, находящуюся в пазу червяка, и каретка движется горизонтально, перемещая при этом ферритовые сердечники 5, скрепленные с кареткой при помощи стальных поводков. В угольнике закреплена направляющая шпилька 6, которая препятствует вращению каретки при настройке, обеспечивая этим плавность хода механизма. В ходовом винте имеются ограничительные штифты 7, обеспечивающие заданный рабочий ход каретки Все трущиеся части механизма смазываются незасыхающей смазкой ЦИАТИЛ-201.

Рис. 9.3. Конструкция механизма настройка преемника А-376

Блок катушки механизма настройюг представляет собой небольшую печатную плату с тремя катушками 4. Блок вставляется в литой силуминовый корпус, имеющий три отверстия - для катушек. Стенки корпуса экранируют катушки друг от друга, но близко подходят к поверхности катушек и этим сильно снижают их добротность. Для уменьшения влияния экранов на добротность контуров в каждом отсеке по окружности под углом 120° по образующей приклеивают при помощи нитроклея АК-20 три ферритовых стержня 3 марки 600НН. Ферритовые стержни позволяют несколько повысить добротность катушек и увеличивают коэффициент перекрытия ферровариометра по индуктивности.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]