Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[42]

последовательное соединение конденсатора и резонансного контура, настроенного на частоту стереоподнесущей (или пилот-тона). Благодаря наличию конденсатора при размыкании электронного ключа из-за большой постоянной времени не происходит полного пропадания сигнала, так как сохраняется мгновенное значение, существовавшее перед моментом размыкания ключа. Контур благодаря эффекту «инерционной синхронизации» обеспечивает то, что сте-реодекодер при прерывании поднесущей (или пилот-тона) не выходит из нормального режима работы.

Рис. 8.8. Принципиальная схема автоматичесиго помехоподавятел» тепа

Для того чтобы канал полезного сигнала не отключался на чрезмерно длительные периоды времени (при «плотном» следования импульсов помех с частотой, значительно превышающей средние частоты следования импульсов вт системы электрооборудования) или когда на входе устройства опознавания появляется непрерывное напряжение частоты 180 кГц (например, при интермодуляции сигналов двух соседних мощных ЧМ станций), в канале обработки импульса помехи имеется еще один электронный ключ, который при следовании импульсов с частотою выше 3 - 5 кГц (и, естественно, при непрерывной помехе) прерывает подведение! закрывающего импульса к основному электронному ключу (в канале полезного сигнала). В качестве примера на рис. .8.8 приведена часть схемы автомобильного приемника фирмы «Блаупункт» (ФРГ), выполняющая функции автоматического подавления помех и получившая название ASU (автоматический помехоподавятель). Смесь сигнала и импульсной помехи с выхода ЧМ детектора поступает на эмиттерный повторитель (транзистор Т1). С эмиттера этого транзистора сигнал поступает на линию задержки, представляющую собой двухзвенный ФНЧ.

Для того чтобы при стереоприеме не происходило уменьшение переходного затухания, задержка должна быть частотно-независимой В диапазоне частот полезного сигнала (до 50 кГц). Это достигается тем, что частота 50 кГц лежит далеко от частоты среза фильтра 120 кГц.

На выходе ФНЧ также включен эмиттерный повторитель, с нагрузки которого смесь сигнала и помехи поступает на электронный ключ.

В коллекторной цепи транзистора T включен ФВЧ L202, С235, выделяющий высокочастотные компоненты импульса помехи. Эти компоненты после усиления транзистором T2 и выделения постоянной составляющей диодным выпрямителем Д], Д2 поступают на базу управляющего транзистора Т3. Управляющий транзистор работает в ключевом режиме таким образом, что при наличии на входе Т2 интенсивных ВЧ составляющих импульса помехи транзистор Т3 открыт, при этом на его коллекторе, а следовательно, и на базе транзистора Т4 (ключевой каскад в канале полезного сигнала) действует близкое к нулю напряжение и транзисторный ключ Т4 прерывает прохождение сигнала.


fa>r"tt>r

JTi

Л/ниг

-3E-==r-™

sttforsimi-

"Тя p ~TF JE? Тэ---

BmS

amp тт/sf-

. J Контур

Рис 8.9. Структурно-функциональная схема ИС ТДА 1001

Интегрирующая цепь С247,i?m предотвращает длительное закрывание канала

полезного сигнала (шунтирует цепь выпрямителя при непрерывных сигналах помех).

Функции «запоминания» мгновенных значений напряжения полезного сигнала и стереоподнесущей (пилот-тона) на время их прерывания выполняют соответственно конденсатор С240 и контур С245, L205. Сигнал о подавленной импульсной помехой через выходной усилитель T5, компенсирующий ослабление сигнала в линии задержки, и эмиттерный повторитель Т6 поступает на вход стереодекодера (или вход УНЧ при моноприеме).

Зарубежными фирмами разработаны две специализированные интегральные микросхемы TDA1001 и U114.B для систем автоматического подавления помех типа ASU, в которых объединены все основные элементы канала полезного сигнала и канала опознавания и обработки импульса помехи. Блочно-функциональная схема ИС TDA 1001 с подключаемыми внешними элементами Показана на рис. 8.9 (пунктиром выделены элементы самой ИС).

3.3. Субъективные и объективные методы оценки помехозащищенности приема радиовещания в автомобиле при воздействии помех системы зажигания

Субъективную оценку помехозащищенности приема, обеспечиваемого автомобильными радиоприемниками, производят при их работе в условиях, близких к реалйным условиям эксплуатации. Эта оценка является основным способом проверки эффективности используемых в радиоприемнике средств защиты от помех системы зажигания автомобиля. В процессе субъективных испытаний раздельно t оценивают помехозащищенность приема при -воздействии помех от системы электрооборудования на автомобильную антенну в диапазонах ДВ, СВ, KB и УКВ, а также оценивают эффективность фильтрации помех, проникающих в приемник по цепям питания.

Требования, которые предъявляются к современным автомобильным радиоприемникам, предусматривают полное подавление помех, воздействующих на зажимах питания. Методика субъективной оценки соответствия приемника этому требованию весьма проста и заключается в следующем: испытываемый радиоприемник устанавливают в автомобиле, от приемника отключают антенную систему и затем прослушивают его работу на всех диапазонах при работе двигателя на холостом ходу. Частоту вращения вала двигателя постепенно увеличивают до максимально допустимой по условиям эксплуатации. Для повышения достоверности результатов испытания промышленных образцов автомобильных радиоприемников проводят на нескольких образцах той модели автомобиля, для комплектации которой предназначается радиоприемник. На всех используемых при испытаниях автомобилях необходимо установить стандартный комплект средств помехоподавления,


исправность которых должна быть проверена либо визуально, либо путем проведения испытаний на соответствие автомобиля общесоюзным нормам допускаемых радиопомех.

Радиоприемник считается полностью выдержавшим испытания, если помеха, проникающая по цепям питания, не прослушивается в автомобильном громкоговорителе на всех диапазонах и при установке приемника на всех используемых при испытаниях автомобилях. Допустимым может считаться прослушивание незначительного (малозаметного при субъективной оценке) сигнала помехи в диапазоне СВ.

Степень помехозащищенности приема от помех системы зажигания, проникающих в приемник через антенну, определяется при его работе в движущемся автомобиле и заключается в субъективной оценке качества приема радиовещательных станций в

диапазонах ДВ, СВ, KB и УКВ.

Современному уровню требований удовлетворяют приемники, которые обеспечивают высококачественный и помехоустойчивый прием местных станций в диапазонах ДВ, СВ и КВ. Под помехоустойчивостью в данном случае подразумевается незаметность (при субъективной оценке) сигнала помехи на фоне звучания программы принимаемой радиостанции при точной настройке приемника на несущую частоту. При отсутствии сигнала несущей частоты станции с AM допускается наличие заметной помехи, которая должна полностью устраняться при отключении антенной системы, что, как отмечалось, является показателем достаточной фильтрации помех, проникающих по цепям питания.

Особенности распрбстранения радиоволн УКВ диапазона, обусловливающие монотонное и сравнительно быстрое падение уровня несущей УКВ-ЧМ станции при удалении от передающей антенны, позволяют дать более полную (чем в диапазонах AM) оценку влияния помех на качество приема УКВ станций в движущемся автомобиле. При проведении субъективных испытаний в диапазоне УКВ предварительно выбирают трассу и направление движения автомобиля. Критерием для выбора трассы является характер изменения напряженности поля вдоль нее в зависимости от расстояния до антенны УКВ ЧМ передатчика. При проверке помехозащищенности автомобильных приемников эта зависимость должна носить ярко выраженный монотонно убывающий характер, уровень несущей по мере удаления автомобиля от передающей антенны должен постепенно убывать до значений, не превышающих несколько десятков микровольт, т. е. до уровней, близких к уровням спектральных составляющих помехи от системы зажигания в диапазоне УКВ,

Калибровку трассы, т. е. снятие зависимости уровня напряженности поля от расстояния до передающей антенны УКВ-ЧМ передатчика, производят по сигналу какой-либо радиовещательной УКВ станции при помощи измерителя поля или измерителя помех при подключении к ним откалиброванных антенн. При этом автомобиль должен двигаться с минимально возможными отклонениями от выбранного направления. Напряженность поля измеряют через каждые 3 - 5 км.

Если при проведении измерений на некотором расстоянии от передающей антенны УКВ-ЧМ передатчика закон монотонного убывания сигнала нарушается (появляются участки с постоянным, а затем и возрастающим уровнем сигнала), то это чаще всего означает наличие в данной зоне ретрансляционной установки, вследствие чего это направление движения следует считать непригодным для ходовых испытаний автомобильных радиоприемников в диапазоне УКВ. Проведение испытаний автомобильных приемников в диапазоне УКВ при движении автомобиля по калиброванной трассе позволяет субъективно определить зону помехоустойчивого приема, т. е. максимальное расстояние от антенны УКВ-ЧМ передатчика, при котором обеспечиваются требуемые качество и помехозащищенность приема. Для более полной характеристики приемника в- ходе испытаний- сначала фиксируется расстояние, на котором обеспечивается качество приема, соответствующее критерию «помеха незаметна», а затем определяется зона, при движении в которой помеха заметна, но еще не приводит к .существенному снижению качества приема. Границу этой зоны и принято считать границей зойы помехоустойчивого приема УКВ-ЧМ вещания, обеспечиваемой испытываемым автомобильным радиоприемником. При работе лучших



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]