Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[3]

Рис. 2.7. График зависимости сопротивления излучения несимметричного вибратора от отношения 1д/лраб

Рис. 2.8. Преобразованная эквивалентная схема антенной системы в диапазоне УКВ

Теперь, используя теорему об эквивалентном генераторе, часть схемы на рис. 2.7 левее точек б, б заменяем эквивалентным генератором с ЭДе E-Eh+Z/wCicKaEh, и внутренним сопротивлением Z=l/1+ZAmjwCKop. Величина К], связывающая ЭДС, наведенную в штыревой антенне (Ег1д), с ЭДС, действующей в точках подключения соединительного кабеля (E), является таким образом коэффициентом передачи автомобильной антенны.

Емкость корпуса антенны Со» . рассчитывают -%io формуле для емкости цилиндрического конденсатора либо определяют экспериментально. Для экспериментального определения Скор необходимо измерить суммарную емкость антенны Ссум=Са4-Скор и затем вычесть из нее Сд, численно равную количеству дециметров рабочей длины штыревой антенны. Измерять Ссук удобнее на сравнительно низких частотах 0,5 - 2 МГц. Теперь эквивалентная схема принимает вид, показанный на рис. 2.8. Часть ее левее точек а, а в свою очередь может быть заменена эквивалентным генератором с ЭДС Еэкв=К2Е=К2К]ЕИд=КасЕИд и внутренним сопротивлением Zэкв=RЭкв+jXэкв, причем КАс - коэффициент передачи антенной системы по напряжению; Язхв й ХЗКъ - соответственно активная и реактивная составляющие внутреннего сопротивления генератора и являются искомыми эквивалентными параметрами автомобильной антенной системы в диапазоне УКВ.

Для определения Кае=К\К2 и ZR+jX,, используем теорему об эквивалентном генераторе и теорию длинных линий. Сопротивление Z3Kb, представляющее собой входное сопротивление длинной линии, нагруженной на комплексное сопротивление Z, определяется по диаграмме Вольперта-Смита либо по формуле

COS МиймЛ + i Tfj? stn iWnri JT cos masW + / Silt rtWutf

где Ркаб - волновое сопротивление соединительного кабеля; ткаб =2п/Ак«б> Каб = Ь{*ь/У*~\ - длина волны в кабеле (е - диэлектрическая проницаемость изоляции кабеля); 1каб - длина соединительного кабеля.

Величину Кг, представляющую собой коэффициент передачи фидерной линии (кабеля), определяют при помощи теории длинной линии, разомкнутой на конце:

Ki = ™ у•

Аш

Т X"/. IrTT-sin ™я*С*квоЧ-7 ftrtS C°S ваы

Таким образом, коэффициент передачи антенной системы


Значения Кас, ЛЭкв и можно определить и экспериментально: Л3кв и Хэкв измеряют при подключении автомобильной антенной системы к измерителю полных сопротивлений, перекрывающему частоты радиовещательного диапазона УКВ; для определения Кас необходимо поместить измеряемую антенну в электромагнитное поле с известным уровнем вертикальной составляющей ЕВерт и на требуемой частоте измерить напряжение на выходе антенной системы ивых а. Если для измерения иВых а использовался высокоом-ный селективный вольтметр, то Кас=ивых А/(Евертпд). Если же имеется низкоомный измеритель, например измеритель помех с входным сопротивлением Яя.п=75 Ом, то для определения (Увыхл необходимо измеренное прибором значение 1)я.а умножить на коэффициент 1+(Я,„-ИЛГ«.)/Яж.в. Тогда

В табл. 2.2 приведены конструктивные параметры антенных систем автомобилей «Москвич-412», «Волга» (ГАЗ-24) и «ВАЗ» (всех типов). Таблица 2.2

Тип антенны

1а, и

Средний радиус трубок

антенны

гА, мм

Ск

пФ

1каб

м

Ркаб,

Ом

АР-105

1,18

2,6

30

0,7

150

1,44

(«Москвич-

412»)

АР-108 (ВАЗ)

0,95

2,2

16

1,12

150

1,44

АР-104Б

1,08

2,6

1.2Ч

150

1,44

«Волга»

(ГАЗ-24)

и

измерений эквивалентных параметров этих антенных

Усредненные данные расчетов систем приведены в табл. 2.3.

Приведенные в табл. 2.3 данные показывают, что даже в пределах сравнительно узкого частотного диапазона, отведенного для радиовещания на УКВ (66 - 73 МГц), активная и особенно реактивная составляющие внутреннего сопротивления генератора, эквивалентного автомобильной антенной системе ЭКВ), меняются в весьма широких пределах. Следовательно, требуемые параметры входных цепей тракта ЧМ автомобильных приемников можно получить в реальных условиях эксплуатации лишь в том случае, если они будут проектироваться с учетом того, что источником сигнала является генератор с комплексным сопротивлением. Особо важное значение имеют вопросы согласования входной цепи с антенной системой в приемниках, где в блоке УКВ используются перестраиваемые узкополосные входные контуры. При разработке таких блоков УКВ необходимо стремиться обеспечить режим согласования по мощности в точках подключения антенной системы к входу радиоприемника. Для этого активная и реактивная составляющие входного сопротивления приемника, по крайней мере на средней частоте диапазона УКВ, должны равняться соответственно активной и реактивной составляющим эквивалентного сопротивления антенной системы, причем знаки реактивных составляющих должны быть противоположны. Методика расчета параметров узкополосной входной цепи УКВ диапазона, возбуждаемой ненастроенной внешней антенной (ЯАш=/=рк, RAin=/=0), соединенной с входом приемника фидерной линией, изложена в [9].

Эквиваленты антенных систем в диапазоне УКВ. Аналитический метод определения параметров автомобильных антенных систем в диапазоне УКВ позволяет создавать их


эквиваленты, которые необходимы для того, чтобы проектировать, настраивать и контролировать параметры ЧМ тракта приемника в условиях, максимально приближенных к реальным. Таблица 2.3

Эквивалентны

Тип автомобиля, комплектуемого антенной системой

й параметр

Москвич-408, 412, 2140, ИЖ-1500

"Волга" ГЛЗ-24

ВЛЗ (всех модификаций)

66 МГц

69 МГц

73 МГц

66 МГц

69 МГц

73 МГц

66 МГц

69 МГц

73 МГц

Действующая

0,76

0,82

0,84

0,665 .

0,694

0,715

0,555

0,575

0,59

высота, м

Комплексное

37+j16

39 +

50+j75

29-j24

36,6

38+

24-j81

28-j58

33 -

сопротивление

j43

j26.

штыревой

антенны

ЯлшХлш- Ом

Комплексное

44-J5

93 -

106-j71

19 -

33 -

55 +

10-j54

14 -

21 -

сопротивление

j12

антенны Z (с

учетом емкости

корпуса), Ом

Комплексное

196 +

190+

140 +

230 -

120 -

100

1430+

860 -

225 -

сопротивление

j220

j90

j420

j225

-

j1120

j790

j410

антенной

j140

системы 2ЭКв,

Ом

Коэффициент

1,09

1,51

1,45

0,81

0,94

1,2

0,65

0,707

0,78

передачи ан-

тенны К1

Коэффшшент

2

1,39

1

3,44

2,1

1,42

12

7,9-

[3,2

передачи сое-

динительного

кабеля Кг

Коэффициент

2,2

2,1

1,45

2,8

2,0

1,7

7,8

5,6

2,5

передачи ан-

тенной антенны ЛЛс

В принципе эквивалент должен представлять собой устройство, имитирующее в требуемом диапазоне частот характер изменения параметров реальной антенной системы. Однако разработка и использование эквивалента автомобильной антенной системы в целом (т. е. с учетом соединительного кабеля) нецелесообразна по двум причинам: во-первых, из-за широкого диапазона значений R3Ke и Хэкв (см. табл. 2.3) построение эквивалента, элементы которого с достаточной степенью точности повторяли бы характер изменения реальных ЯЭкв и Хэкв, значительно усложняется, а, во-вторых, количество таких эквивалентов было бы неоправданно велико, так как потребовалось бы создавать специальные эквиваленты для антенных систем, различающихся только длиной соединительного кабеля. В связи с этим на практике рациональнее и проще проектировать устройства, имитирующие лишь характер изменения параметров антенн (без учета соединительного кабеля), электрические параметры которых, как следует из табл. 2.3, изменяются в гораздо меньших пределах, чем Яэкв и Хэкв, Очевидно, что при подсоединении выхода эквивалента антенной системы к соединительному



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]