Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[27]

В автомобильном режиме для повышенной выходной мощности необходим дополнительный усилитель и соответственно более мощный выходной трансформатор, которые уже не могут быть размещены внутри малого по габаритам приемника. Усилитель мощности в этом случае размещается в автомобильной кассете. В переносном режиме усилитель питается от батарей радиоприемника напряжением 6 или 9 В, в автомобильном режиме батареи отключаются и питание осуществляется от аккумулятора автомобиля. Напряжение при этом для оконечного каскада равно 13,2 В. Если усилитель выполнен по бестрансформаторной схеме, то имеется полная возможность разместить его внутри конструкции приемника как для переносного режима, так и для автомобильного. Изменение выходной мощности в этом случае происходит в результате изменения напряжения питания и сопротивления нагрузки. В УНЧ при переходе с переносного режима на автомобильный необходимо лишь коммутировать нагрузку, отключая внутренний громкоговоритель приемника и подключая внешний, установленный в автомобиле. Схемным решением необходимо предусмотреть стабилизацию рабочих режимов транзисторов усилителя, а конструктивным - обеспечить условия отвода тепла от оконечных транзисторов при работе в автомобильном режиме. Основным затруднением конструктивного характера при этом является размещение внутри приемника крупногабаритных радиаторов охлаждения оконечных транзисторов и переходного электролитического конденсатора в выходном каскаде, имеющего сравнительно большие габариты.

Рассмотрим электрические параметры и конструктивные особенности УНЧ автомобильно-переносного приемника «Урал-авто». Усилитель выполнен по трансформаторной схеме на семи транзисторах (рис. 5.6).

Электрические параметры в переносном режиме: номинальная выходная мощность 0,25, максимальная 0,5 Вт; чувствительность при номинальной выходной мощности 15 мВ; полоса усиливаемых частот 100 - 7100 Гц; предел регулировки тембра по верхним частотам 10 дБ; коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц не более 3%; потребляемая мощность от источника питания при номинальной выходной мощности не более 0,75 Вт; напряжение источника питания 6 В.

В автомобильном режиме: номинальная выходная мощность §, максимальная (при 10% нелинейных искажениях) 5 Вт; чувствительность при номинальной выходной мощности 25 - 30 мВ, полоса усиливаемых частот 100 - 7100 Гц; коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц не более 3%; напряжение источника питания 13,2 В.

Рис. 5.6. Схема УНЧ автомобильно-переносного приемника «Урал-авто»


Усилитель состоит из двух блоков. Первый блок конструктивно совмещен с приемником и нагружен в переносном режиме на громкоговоритель Гр2. Второй блок - усилитель мощности для работы в автомобильном режиме конструктивно разделен с приемником и находится в кассете внутри автомобиля. Усилитель подключается к радиоприемнику при помощи специального ножевого разъема при установке последнего в кассету. Громкоговоритель Гри, установленный в автомобиле, при помощи разъема постоянно подключен к мощному усилителю. Напряжение питания поступает на усилитель только при нахождении приемника в кассете через тот же ножевой разъем.

Маломощный усилитель построен на пяти транзисторах. Первый каскад является эмиттерным повторителем и служит в основном для согласования низкого входного сопротивления усилителя с относительно высоким выходным сопротивлением дробного детектора тракта УКВ приемника. Эмиттерный повторитель позволяет в определенной мере уравнять выходные напряжения с AM и ЧМ детекторов, которые сильно различались бы при нагрузке их на малое входное сопротивление усилителя. Второй и третий каскады (Т2, Т3) представляют собой гальванически связанную двойку, нагруженную на согласующий фазоинверсный трансформатор. Аналогичные каскады были достаточно подробно описаны на примере других усилителей.

В оконечном каскаде усилителя переносного режима использовались транзисторы Т4, Т5 (ГТ403Б), которые в дальнейшем были заменены на транзисторы ГТ402, обладающие меньшей зависимостью коэффициента усиления от тока коллектора. Усилитель в этом случае стал обладать более линейной амплитудной характеристикой, т. е. меньшими нелинейными искажениями. Усилитель имеет сложный выходной трансформатор, содержащий кроме обычных обмоток - дополнительные для обратной связи, которая вводится в эмиттер фазоинверсного каскада, и для связи с мощным оконечным каскадом в автомобильном режиме. Цепь ООС ЯцС7 используется только при работе в переносном режиме и коммутируется специальным переключателем одновременно с переключателем антенны и источников питания. В автомобильном режиме действует другая цепь обратной связи R]9, С]2, С]3 и С20, R26, C19. Напряжение обратной связи подается с выходного трансформатора мощного усилителя автомобильного режима через ножевой разъем в базовые цепи оконечного каскада переносного режима. Такая сложная система коммутации характерна для автомобильно-переносных приемников, имеющих трансформаторный УНЧ, и вызвана тем, что использование в автомобильном режиме эксплуатации усилителя мощности с дополнительным трансформатором изменяет фазовую характеристику УНЧ в целом и заставляет изменять параметры цепей обратной связи для обеспечения устойчивой работы усилителя.

УНЧ автоиобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто-2». В отличие от УНЧ автомобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто» описываемый усилитель конструктивно полностью размещен в основном корпусе радиоприемника. Такое решение сталв возможным вследствие использования интегральной микросхемы и безтрансформаторного выходного каскада (рис. 5.7).

Особенностью усилителя является то, что его выходной каскад используется для работы как в переносном, так и в автомобильном режимах эксплуатации. При переходе из одного режима работы в другой меняется только напряжение питания УНЧ с 9 на 13,2 В. Для этого с радиоприемника снимается отсек с батареями и вставляется в специальную кассету, встроенную в лицевую панель автомобиля. Радиоприемник соединяется с кассетой ножевым разъемом, через который к усилителю подключается громкоговоритель Гр2, подводится напряжение от аккумулятора автомобиля и подключается внешняя антенна.

Для повышения качества звучания, особенно в переносном режиме, когда радиоприемник работает на встроенный громкоговоритель Гри, в усилителе использована глубокая регулировка тембра, обеспечивающая подъем и завал частотной характеристики со стороны как верхних, так и нижних частот. В связи с этим для компенсации потерь в регуляторе


тембра в дополнение к усилителю на ИС добавлен предварительный усилительный каскад на

Электрические параметры. усилителя в переносном режиме: номинальная выходная мощность 0,3, максимальная 0,5 Вт; чувствительность при номинальной выходной мощности 50 мВ; полоса воспроизводимых частот 200 - 10 000 Гц; пределы регулировки тембра 10 дБ; коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 1 ц не более 1%; потребляемый ток при средней громкости 50 мА; напряжение источника питания 9 В.

В автомобильном режиме: номинальная выходная мощность 2, максимальная 4-5 Вт; полоса воспроизводимых частот 125 - 10 000 Гц; коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц не более 1%; напряжение источника питания 13,2 В.

Рис. 5.7. Схема УНЧ автомобильно-переносного приемника «Урал-авто-2»

Оконечный усилительный каскад состоит из фазоинвертора на раанополярных

Подробно схемы усилителей с использованием ИС будут рассмотрены в следующем

В автомобильных радиоприемниках выпуска последних лет нашли широкое применение гибридные и полупроводниковые ИС как в радиочастотных трактах, так и в УНЧ. В автомобильно-переносном радиоприемнике «Урал-авто-2» в УНЧ использована толстопленочная гибридная схема К2УС245, в автомобильной магнитоле АМ-301 и радиоприемниках А-271 и А-275 - тонкепленочная ИС К2УС372, в радиоприемнике А-373 - полупроводниковая ИС К174УН7.

Принципиальная схема ИС К2УС245 в составе УНЧ радиоприемника «Урал-авто-2» приведена на рис. 5.7. Аналогичное схемное построение имеет и ИС К2УС372. отличаюшаяся несколько большим коэффициентом интеграции из-за наличия в ней дополнительных трех резисторов.

Использование ИС не только сократило количество дискретных элементов, применяемых обычно в УНЧ, но и позволило значительно повысить качество звучания в результате улучшения технических характеристик усилителя, повысить стабильность параметров и снизить трудоемкость сборки и регулировки УНЧ.

Характерные особенности построения УНЧ рассмотрим на конкретных примерах.

транзисторе Г6.

транзисторах Г, и Г, в выходных транзисторов Г,

разделе.

5.5. Усилители низкой частоты с применением интегральных схем



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]