Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[26]

согласующий фазо-инверсный трансформатор. Базовое смещение на транзистор Т подается через резистор R4 с эмиттера транзистора Т2. Эта цепь обратной связи по постоянному току служит для температурной стабилизации каскада. Местная обратная связь по переменному току снята шунтированием эмиттера Транзистора Т2 конденсатором Сз. Для снижения нелинейных искажений и обеспечения заданной частотной характеристики усилителя предоконечяый и оконечный каскады охвачены общей частотно-зависимой ООС.

Напряжение обратной связи подается с выхода усилителя через цепь R6C5 в эмиттер Т].

В автомобильных приемниках, имеющих только ДВ и СВ, расширение частотной характеристики свыше 6 кГц нецелесообразно, так как высокочастотный тракт AM не пропускает частоты модуляции выше 5 кГц из-за ограниченной полосы пропускания по высокой и промежуточной частотам. Излишняя ширина полосы пропускания по НЧ не улучшает качества воспроизведения и служит лишь источником снижения помехозащищенности радиоприемника, так как будут усиливаться и воспроизводиться различные шумы, свисты при комбинационных и перекрестных помехах, трески, возникающие от помех системы электрооборудования, и т. д. В тех случаях, когда ограничение полосы пропускания по НЧ тракту не встречает технических затруднений, для усилителей приемников только с ДВ и СВ полосы пропускания желательно сужать до пределов, определяемых ВЧ трактом. Это несколько улучшает реальную чувствительность приемника. Более точно частотную характеристику УНЧ подбирают при отработке акустической системы автомобиля, о чём говорилось ранее.

Оконечный каскад усилителя построен по схеме с бестрансформаторным выходам. В цепях эмиттеров оконечных транзиеторор (П216А - П216Д) включены проволочные резисторы для улучшения температурной стабилизации каскада. Низкоомные делители в базовых цепях достаточно хорошо стабилизируют базовое смещение. Последнее обстоятельство позволяет использовать в выходных каскадах транзисторы различных групп без ущерба для параметров усилителя.

Нагрузку усилителя - громкоговоритель типа 4ГД-8Е подключают одним концом к выходу УНЧ через конденсатор С7, другим - к общему «минусу» источника питания. Источник питания подключают к приемнику через помехозащитный, фильтр, что защищает приемник и его усилитель от помех системы электрооборудования, проникающих по цепям питания. В данном УНЧ нижняя граница полосы пропускания определяется граничной частотой согласующего трансформатора и переходной емкостью, через которую к усилителю подключают нагрузку - громкоговоритель.

УНЧ автомобильного приемника А-324 с напряжением питания 24 В. Автомобильный радиоприемник А-324 предназначен для установки на грузовых автомобилях, имеющих аккумулятор с напряжением 24 В. При таком напряжении источника питания выходнда мощность усилителя с бестрансформаторным выходом составила бы около 9 Вт, в чем нет никакой необходимости. При использовании громкоговорителя 4ГД-8Е с сопротивлением Z=4 Ом приходится применять вынужденное согласование усилителя с нагрузкой при помощи автотрансформатора.

Электрические параметры усилителя: номинальная выходная мощность 3, максимальная (при Кни - 10%) 4,3 Вт; чувствительность лри номинальной выходной мощности 20 - 25 мВ; полоса усиливаемых частот 120 - 7100 Гц; коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц 2,5 - 2,7%, потребляемая мощность в режиме молчания 2 - 3 Вт; потребляемая мощность при номинальной выходной мощности 8,5 - 9 Вт; номинальное напряжение источника питания 26,4 В.

По принципиальному построению УНЧ приемника А-324 отличается от УНЧ приемника А-370 лишь выбором элементов, определяющих режимы транзисторов по постоянному току, и наличием согласующего выходного автотрансформатора. Приведенная нагрузка к выходу усилителя с учетом согласования составляет около 6 Ом, поэтому емкость переходного конденсатора в нагрузке уменьшена до 200 мкФ.


УНЧ автомобильного радиоприемника А-327 для грузовых автомобилей. Автомобильный радиоприемник А-327 разработан для замены устаревшей модели А-324 и имеет несколько меньшие габариты в глубину в соответствии с требованиями стандарта СТ-СЭВ 173 - 75 на габаритно-установочные размеры автомобильных радиоприемников. Так как питание радиоприемника составляет 26,4 В, то по аналогии с УИЧ автомобильного радиоприемника А-324 на выходе УНЧ радиоприемника А-327 установлен согласующий трансформатор, уменьшающий максимальную выходную мощность до 5 - 6 Вт. Технические характеристики усилителя аналогичны характеристикам УНЧ приемника А-324. Принципиальная схема его приведена на рис. 5.4.

УНЧ автомобильного приемника III класса RD-3602, устанавливаемого на автомобили ВАЗ-2101 (рис, 5.5). Радиоприемник RD-3602 разработан венгерскими специалистами и по своим схемным решениям отличается от автомобильных радиоприемников соответствующего класса отечественного производства. В данном случае рассматривается только его

Электрические параметры усилителя: номинальная выходная мощность 2, максимальная

3,1 Вт; чувствительность при номинальной выходной мощности 15 - 20 мВ; полоса усиливаемых частот 100 - 10 000 Гц, коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц не более 3%, потребляемая мощность при номинальной выходной мощности не более 4 Вт; номинальное напряжение источника питания 13,2 В.

Отличительная особенность УНЧ - использование мощных выходных транзисторов с различным типом проводимости, не требующих применения специального фазоимверсного

каскада, как следствие этого - максимальная простота схемы и минимальное количество входящих в нее элементов. Такой УНЧ находит широкое применение в тех случаях, когда имеется возможность использования выходных транзисторов с различной проводимостью.

УНЧ.

Рис. 5.4. Схема УНЧ приемника А-327 для грузовых автомобилей

Рис. 5.5. Схема УНЧ приемника RD-3602


Параметры усилителя не исчерпываются возможностями самой схемы, а соответствуют максимальной экономии входящих в нее элементов. Все каскады усилителя имеют гальваническую связь, т. е. построены без применения переходных конденсаторов. Усилитель охвачен общей ООС по постоянному и переменному току, которая вводится в цепь эмиттера первого каскада с выхода усилителя. Обратная связь по переменному току снижает нелинейные искажения до уровня, допустимого для данного класса автомобильных радиоприемников. Обратная связь по постоянному току улучшает температурную стабилизацию и способствует поддержанию в точке соединения эмиттеров выходных транзисторов напряжения, равного половине напряжения общего питания. Для температурной стабилизации усилителя принят ряд дополнительных мер: в оконечном каскаде введены эмиттерные резисторы Л», Rio, базовые цепи оконечного и предоконечного каскадов стабилизированы терморезисторами R$ и Rg. Исходный режим усилителя по постоянному току подбирают при помощи полупеременного резистора Rt. Подобный усилитель на выходную мощность 1 - 1,2 Вт может. быть выполнен при использовании в выходных каскадах транзисторов ГТ402 - ГТ404.

5.4. Усилители для автомобильно-переносных приемников

Автомобильно-переносные приемники по своим конструктивным особенностям занимают особое место среди автомобильных приемников. Эти особенности определяются условиями их эксплуатации. Многие зарубежные модели также являются автомобильно-пере-ноюыми, т. е. основное их назначение - быть переносными радиоприемниками, но благодаря несложным усовершенствованиям их можно устанавливать и эксплуатировать в автомобиле, не предъявляя к ним, однако, при этом всех тех требований, которые установлены для стационарных автомобильных приемников. Так, например, к переносному приемнику добавляется гнездо внешней антенны. Незначительно увеличивается его выходная мощность. Для автомобильно-переносных радиоприемников, выпускаемых нашей промышленностью, характерно полное выполнение требований, предъявляемых к ним как в переносном режиме эксплуатации, так и в автомобильном. Иными словами, автомобильно-переносный радиоприемник при эксплуатации в автомобиле полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым к стационарному автомобильному приемнику, в том числе и к его УНЧ. Такие приемники в конструктивном и схемном отношении представляют собой значительно более сложные модели. У них более высокий коэффициент использования объема и площади конструкции, чем в переносных или стационарных автомобильных приемниках, взятых отдельно. Кроме существенных конструктивных и схемных различий в ВЧ тракте приемники имеют встроенный громкоговоритель для работы в переПоеном режиме, а также батареи питания. Одни эти элементы занимают значительную часть объема приемника.

При эксплуатации в автомобильном режиме приемник вставляют в специальную кассету, которая постоянно закреплена в автомобиле. Кассета и радиоприемник имеют специальные разъемы. Кассета содержит гнездо для подключения внешнего громкоговорителя, установленного в автомобиле, гнездо для автомобильной антенны и блок мощного усилителя, если усилитель не находится непосредственно в самом радиоприемнике. Усилитель НЧ автомобильно-переносного приемника может быть встроен непосредственно в приемник и составлять с ним единую конструкцию или устанавливаться в кассете, находящейся всегда в автомобиле. То или иное конструктивное решение принимается в зависимости от допустимых габаритов приемника и имеющихся в распоряжении разработчиков узлов и деталей. Если усилитель выполнен на трансформаторах, то в переносном режиме, когда необходимая выходная мощность не превышает 0,5 Вт, трансформаторы будут иметь незначительные габариты и могут быть помещены внутри конструкции приемника.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]