Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[24]

акустические системы, устанавливаемые в передних дверцах автомобиля или в передней панели.

Такие варианты расположения акустических систем сопряжены с конструктивными доработками автомобиля.

Расположение громкоговорителей в дверцах автомобиля требует повышенной прочности как громкоговорителя, так и дверей, так как оба предмета испытывают дополнительные механические нагрузки при резком захлопывании дверцы. Кроме того, громкоговоритель должен быть хорошо защищен от возможного проникновения влаги между корпусом дверцы и ее стеклом. Расположение громкоговорителей в передней панели затрудняется обилием приборов электрооборудования, также располагаемых на передней панели. Поэтому приходится принимать компромиссные решения, ограниченные конструкцией и габаритами громкоговорителей, с одной стороны, и конструктивными возможностями того или иного автомобиля - с другой. Коррекция частотных характеристик акустических систем. Ранее было отмечено, что частотные характеристики акустических систем салонов автомобилей весьма различны и зависят от типов примененных громкоговорителей, места их расположения, обивки салона и других факторов. При разработке акустической системы первым условием является оптимальное расположение громкоговорителя, обеспечивающее минимальную неравномерность частотной характеристики в воспроизводимом диапазоне звуковых частот. Под неравномерностью частотной характеристики понимается не только наличие пиков или провалов, но и завал частотной характеристики на краях звукого диапазона. В обычных радиовещательных приемниках, устанавливаемых в жилых помещениях, акустическая система состоит из громкоговорителя, помещенного в деревянный футляр большого объема. Такая система эффективно воспроизводит весь диапазон частот, рассчитанный для данного типа громкоговорителя с незначительной неравномерностью. Дополнительные регулировки тембра по высоким я низким частотам позволяют подобрать удовлетворительное качество звучания для каждого слушателя, имеющего те или иные особенности слухового восприятия, или скорректировать в некоторой степени недостатки программы.

Обычные радиовещательные приемники высоких классов имеют большой запас по выходной мощности, обеспечивающий воспроизведение без заметных на слух искажений различных программ при значительных подъемах частотной характеристики на краях звукового диапазона. В автомобильных приемниках получение значительных выходных мощностей связано с некоторыми техническими трудностями, вызванными довольно низким напряжением питания. Поэтому значительного запаса по выходной мощности у них получить нельзя.

Большая неравномерность частотной характеристики акустической системы автомобиля (большой завал низких или высоких частот) требует соответствующего подъема электрической частотной характеристики УНЧ. Компенсация завала в 6 дБ на краях звукового диапазона вызывает необходимость подъема в 2 раза электрической характеристики на тех же частотах, что соответствует четырехкратному увеличению запаса по выходной мощности для неискаженного воспроизведения сигнала. Техническое решение этой задачи возможно, однако требует значительных материальных затрат. Поэтому более правильное решение - использование компенсированной регулировки громкости, плавной или ступенчатой регулировки тембра, а при их отсутствии - незначительная постоянная коррекция электрической характеристики.

Человеческое ухо имеет разную чувствительность к воспроизведению различных звуковых частот в зависимости от уровня громкости воспроизведения. Чем выше уровень громкости, тем более равномерно частотное восприятие звука Чем ниже уровень громкости, тем больший требуется подъем частотной характеристики на краях звукового диапазона по отношению к его средней части для получения хорошего качества звучания. Поэтому компенсированная регулировка громкости позволит в какой-то мере сгладить недостатки акустической системы автомобиля, учитывая, что прослушивание на максимальной


громкости ведется в автомобиле сравнительно редко. Использование регуляторов тембра позволяет производить частотную коррекцию для любых уровней громкости в зависимости от желания слушателя. Постоянную заданную коррекцию выбирают для радиоприемников сравнительно невысокого класса и малых габаритов. В них в большинстве случаев просто нет места для размещения регуляторов тембра. В моделях более высоких классов применяются регулировки тембра по высоким частотам, а на низких частотах осуществляется неглубокая постоянная коррекция частотной характеристики В радиоприемниках высокого класса имеются регуляторы тембра как по верхним, так и по нижним звуковым частотам.

Автомобильно-переносные приемники можно устанавливать в разных типах автомобилей, имеющих различные частотные характеристики акустических систем. Поэтому в них необходимо применение плавных регулировок тембра для подбора в каждом отдельном случае характеристик, обеспечивающих удовлетворительное качество звучания. В этом отношении автомобильно-переносные приемники представляют более широкие эксплуатационные возможности по сравнению с обычными стационарными автомобильными приемниками.

Громкоговорители. Основное назначение громкоговорителя - обеспечить заданное звуковое давление при допустимой неравномерности частотной характеристики и незначительных нелинейных искажениях. Громкоговоритель характеризуется стандартным звуковым давлением, которое он развивает при подведении электрической мощности 0,1 Вт на расстоянии 1 м при условии установки его на измерительной отражательной доске (экранном щите). Стандартное звуковое давление громкоговорителя - весьма важная его характеристика.

Отмечалось, что при низких напряжениях питания УНЧ существуют значительные трудности в получении больших выходных мощностей. Выходная мощность усилителя при заданном номинальном звуковом давлении предопределяется стандартным звуковым давлением громкоговорителя и находится из выражения

Whom = 0,1 (рном/рст)2.

Различные типы громкоговорителей, применяющихся в автомобильных радиоприемниках, имеют стандартное звуковое давление 0,2, 0,25 и 0,3 Н/м2. Для получения уровня громкости в салоне 96 дБ или номинального звукового давления 1,3 Н/м2 при использовании громкоговорителя с rct=0,2 Н/м2 потребуется выходная мощность усилителя wHoM = 0,1(1,3/0,2)2=4,2 Вт, а при использовании громкоговорителя с яст=0,3 Н/м2 необходимая мощность будет wном=0,1(1,3/0,3)2=1,9 Вт. Отсюда видно, что применение громкоговорителя с повышенным стандартным звуковым давлением позволяет получить эту же громкость звучания при значительно меньшей выходной мощности усилителя, чем с громкоговорителем с низким значением ЯСт.

Номинальная выходная мощность серийных автомобильных приемников обычно составляет 2 Вт для iii класса и 3 Вт для ii класса. При этом гарантируются нелинейные искажения не выше 5 - 7%. Максимальная выходная мощность при коэффициенте нелинейных искажений до 10% превышает номинальную на 1 - 1,5 Вт. Поэтому громкоговорители с более высоким стандартным звуковым давлением позволяют при равной громкости воспроизвести программу с м-ень-шими нелинейными искажениями.

В табл. 5.1 приведены данные некоторых типов громкоговорителей для автомобильных радиоприемников. Громкоговорители 2ГД-19М устанавливались в автомобилях «Москвич» до 1970 г. для комплектации автомобильных приемников А-17, АТ-64 и А-370М. Громкоговоритель имеет стандартное звуковое давление 0,2 Н/м2 и номинальную выходную мощность 2 Вт. При такой выходной мощности радиоприемника обеспечивается звуковое давление 0,9 Н/м2. При сравнительно высоких скоростях движения автомобиля, когда шумы в салоне достигают больших значении, уровень громкости принимаемых радиопередач оказывался недостаточным. Использование радиоприемника при максимальной мощности 3 Вт приводило к перегрузке и усилителя и громкоговорителя, т. е. воспроизведение сопровождалось большими нелинейными искажениями. Замена 2ГД-19М на


громкоговоритель 4ГД-8Е при сохранении номинальной выходной мощности приемника 2 Вт позволила получить необходимую громкость звучания в автомобиле на любых скоростях движения.

Таблица 5.1

Тип

Номиналь

Стандар

Резонасная

Номинальн

Полное

ная мощ-

тное

частота F,

ый

сопро-

ность W,

звуковое

Гц

диапазон

тивление

Вт

давление Р, Н/м2

частот, Гц

катушки громкоговорителя Z, Ом

2ГД-

2

0,2

100±10

80 -

4,5±0,5

19М

3

0,25

80±10

10000

4,5±0,7

ЗГД-28

4

0,25

120±20

80 - 8000

4,5±0,5

4ГД-9

4

0,3

125±20

100 -

4,6±0,5

4ГД-8Е

6

0,4

85±15

8000

4,0±0,4

6ГД-ЗТ

4

0,25

100±20

155 -

4,0±0,6

4ГД-53

3

0,28

100±20

7100

8,0±1,2

ЗГД 54

100 - 10 000

100 - 10 000

100 - 10

000

Громкоговоритель ЗГД-28 (4ГД-9) устанавливался в автомобиле «Волга» совместно с радиоприемниками А-18 и АТ-66. Для унификации эти громкоговорители были также заменены на 4ГД-8Е. Для автомобильных приемников высшего класса требуется более широкая полоса воспроизведения при большей выходной мощности. Этим условиям удовлетворяет громкоговоритель 6ГД-3, предназначенный для комплектации радиоприемника АВ-68.

5.2. Особенности построения УНЧ

Громкоговоритель 4ГД-8Е, применяемый в большинстве типов автомобильных приемников, имеет номинальную выходную мощность 4 Вт при воспроизводимой полосе частот 125 - 7100 Гц. Сопротивление звуковой катушки громкоговорителя на частоте f=1000 Гц составляет 4 Ом, стандартное звуковое давление, развиваемое громкоговорителем в заданной полосе частот, равно 0,3 Н/м2. Эти данные являются исходными при проектировании УНЧ радиоприемников II и III классов.

К УНЧ по электрическим параметрам предъявляются следующие требования: обеспечить заданную выходную мощность при соответствующих параметрах громкоговорителя по звуковому давлению, получить требуемую частотную характеристику при заданной частотной характеристике громкоговорителя, иметь малые нелинейные искажения. Параметры усилителя не должны меняться при изменении температуры, влаги, различных видов механических воздействий (вибрации, тряски). Усилитель должен быть надежен в работе, не выходить из строя при изменении напряжения питания в пределах, оговоренных для аккумулятора автомобиля. Конструкция усилителя должна быть надежной, прочной и ремонтоспо-собной.

Главное отличие автомобильного приемника и его усилителя от других типов приемников (сетевых, переносных и т. д.) - необходимость достаточно большой выходной мощности (2



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]