Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[22]

устойчивое усиление на которой с двух каскадов (T4 и T5) получается большим, чем если бы использовалась частота 10,7 МГц. С выхода дробного детектора сигнал поступает на УНЧ и варикап, обеспечивающий АПЧГ в блоке УКВ.

Тракт ПЧ-ЧМ с распределенной селекцией и одинарным преобразованием частоты использован в магнитоле АМ-301 (рис. 4.16).

Тракт УПЧ содержит четырехкаскадный усилитель на транзисторах T - Т4. Нагрузка каждого каскада - полосовой двухконтурный фильтр, настроенный на ПЧ 10,7 МГц. Для обеспечения электрической и конструктивной устойчивости контурные конденсаторы помещены под экран каждого фильтра. Режим транзисторов задан общим напряжением смещения, получаемым от стабилитрона Д». Напряжение питания каскадов стабилизировано диодом Дг. Уровень ограничения составляет 8 - 12 мкВ, полоса пропускания 120 - 150 кГц.

Рис. 4.16. Схема УПЧ-ЧМ магнитолы АМ-301

Аналогичное построение имеет тракт ЧМ магнитолы АМ-303 (рис. 4.17). Основные отличия от магнитолы АМ-301 заключаются в конструкции блоков УКВ и УПЧ. Тракт ПЧ также собран на транзисторах, но двухконтурные полосовые фильтры в нагрузках каскадов имеют внутриемкостную связь, а связь контуров с транзисторами - индуктивная. Блок УКВ настраивают при помощи движкового потенциометра, подвижный контакт которого связан с линейным перемещением ферритовых сердечников, служащих для настройки на ДВ и СВ.

Рис. 4.17. Принципиальная схема тракта УКВ магнитолы АМ-303 (1980 г.)


В автомобильно-переносных радиоприемниках в трактах ПЧ-ЧМ применяются гибридные толстопленочные микросхемы серии К224, например в радиоприемнике «Урал-авто-2». Традиционное построение схемотехники каскада ИС предопределяет и общее построение УПЧ, который представляет собой совмещенный АМ-ЧМ тракт (рис. 4.18).

Тракт содержит четыре усилительных каскада, собранных на ИС типа К2УС42, детектор AM на ИС типа К2ЖА243 и стабилизатор питания на ИС типа К2ПП241. В УПЧ тракта AM используются две ЧС из общего усилительного тракта. Сигнал ПЧ-АМ с преобразователя вводится последовательно с сигналом ПЧ-ЧМ во второй каскад тракта УПЧ. Первый каскад используется только для усиления ПЧ 10,7 МГц.

Четвертый каскад также используется только в тракте ЧМ. Его нагрузкой служит симметричный дробный детектор. Усилитель ПЧ тракта ЧМ имеет порог ограничения на уровне 30 - 50 мкВ, поэтому значительная доля общего коэффициента усиления ложится на блок УКВ приемника (30 - 34 дБ).

Другим примером построения ПЧ-ЧМ на ИС является тракт автомобильного радиоприемника III класса А-373 (рис. 4.19).

Тракт ПЧ построен на тонкопленочной ИС типа К2УС375 и полупроводниковой ИС типа К174УР1. Связующим звеном между микросхемами является четырехконтурный полосовой фильтр с комбинированной связью. Особенностью этой схемы является использование ИС К174УР1 с квадратурным детектором (в некоторых моделях радиоприемников А-373 можно встретить зарубежный аналог этой ИС - типа А220Д). Непременным условием нормальной работы ИС в качестве частотного детектора является наличие фазосдви-гающей цепи L5C;5. Настройка детекторного каскада сводится к настройке фазосдвигающего контура по максимуму выходного напряжения. Чем выше добротность фазосдвигающего контура и больше крутизна его фазовой характеристики, тем больше выходное напряжение. Однако при этом растут нелинейные искажения. При необходимости уменьшения искажений выходного сигнала целесообразно контур шунтировать сопротивлением 680 - 1500 Ом.

Snort яч

Рис. 4.18. Схема УПЧ-ЧМ-АМ автомобильно-переносного приемника «Урал-авто-2»

Микросхема обладает хорошим свойством по подавлению паразитной AM, так как содержит усилительные каскады с ранним порогом ограничения. Режим ограничения начинается с уровня сигналов 100 - 150 мкВ. Ввиду этого от первого каскада на ИС требуется относительно небольшое усиление, чтобы в целом тракт УПЧ обеспешшлл режим ограничения с 5 - 10 мкВ.


ft»

1

: $ 70 Ь П Я f

Рис. 4.19. Схема УПЧ-ЧМ приёмника А-373

Особенностью проектирования УПЧ с использованием ИС К174УР1 и других аналогичных ИС является необходимость тщательной конструктивной отработки печатной платы, точнее тех ее участков, где размещена ИС. Большие потребляемые микросхемой токи могут вызвать блуждающие токи в печатных проводниках, что вызывает конструктивную неустойчивость тракта, резкий рост нелинейных искажений и даже генерацию. Это свойство одно из существенных недостатков ИС К174УР1, и в других моделях автомобильных радиоприемников она не нашла применения. Более совершенной является ИС типа К174УРЗ, аналогичная по принципу работы К174УР1. Принципиальная схема тракта ПЧ-ЧМ автомобильной магнитолы АМ-380 с использованием указанной ИС приведена на рис. 4.20.

Так как ИС типа К174УРЗ имеет уровень порога ограничения около 50 мкВ, то для обеспечения общего. режима ограничения с 8 - 12 мкВ оказалось достаточным применить дополнительно двух-каскадный усилитель на транзисторе КТ339А. Нагрузкой каскада

служит пьезокерамический фильтр. противоположными фазами. Один из управления АПЧГ.

Микросхема имеет них используется для

два выхода 8 и 10 с выхода НЧ, другой - для

пли

7; МТША

ran

й я п п ю з

Рис. 4.20. Схема УПЧ-ЧД1 магнитолы АМ-380 (сЭврика-З10»)

Глава 5

АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И УСИЛИТЕЛИ НИЗКОЙ ЧАСТОТЫ

5.1. Акустические системы



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]