|
||||||||||||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[18] гетеродина подают на разные электроды смесителя: напряжение сигнала вводят в базовую цепь, а напряжение гетеродина - .в цепь эмиттера. Жесткие требования по стабильности частоты гетеродина обусловили применение в тракте ЧМ системы АПЧ Г. В качестве органа АПЧГ используют варикап, подключаемый к гетеродинному контуру блока УКВ. Управляющее напряжение на варикап подают с выхода детектора отношений через фильтр RjCj. При помощи делителя R2, R3 на варикап подается такое начальное смещение, чтобы исходная рабочая точка (рис. 4.3) располагалась на участке максимальной крутизны изменения емкости. Благодаря этому достигается наибольшая эффективность работы системы АПЧГ, так как малым изменениям управляющего напряжения соответствуют сравнительно большие изменения емкости варикапа. Участок наибольшей крутизны изменения емкости варикапа находится в области малых напряжений смещения, следствием чего является сравнительно низкая добротность варикапа. Для уменьшения потерь, вносимых в контур гетеродина системой АПЧ, варикап включают в контур лишь частично. Коэффициент включения определяется емкостью связи С2-
г i I i I Г r г i v s в w rz в Рис. 4.3. Зависимость емкости варикапа от напряжения смещения Усилители высокой частоты блоков УКВ автомобильных прием-пиков строят аналогично УВЧ переносных и сетевых приемников. Они представляют собой каскад, выполненный по схеме ОБ, с широкополосным неперестраиваемым контуром на входе и резонансным перестраиваемым контуром в коллекторной цепи (рис. 4.4). В новых моделях автомобильных приемников вводится также перестройка входного контура. В качестве дополнительного средства защиты преобразователя частоты от воздействия больших напряжений входных сигналов в коллекторную цепь УВЧ включают ограни-мтельный диод (диод перегрузок). Для сведения к минимуму шунтирующего действия диода на контур УВЧ при малых входных сигналах на него подают небольшое начальное смещение 100 - 300 мВ, образованное падением напряжения при протекании коллекторного тока транзистора УВЧ через резистор R4. В качестве примера практической реализации блока УКВ автомобильных радиоприемников рассмотрим схему блока автомобильно-переносного приемника «Урал-авто» (рис. 4.5). Рис. 4.4. Схема УВЧ блока УКВ В блоке используется весь перечисленный комплекс схемных решений, направленных на повышение стабильности частоты гетеродина: применен преобразователь частоты с отдельным гетеродином на транзисторе ГТ322, причем связь контура гетеродина со смесителем сделана весьма слабой (катушкой связи Ьсвчет служат 3/4 витка, выполненных печатным монтажом), в коллекторной цепи УВЧ включен диод перегрузок Д4, для АПЧ используется варикап Д4, начальное смещение на который (1,4 В) подается с селеновой шайбы Дз. В схему смесителя введена небольшая обратная связь по ПЧ, так как эмиттер смесителя заземляется через сравнительно небольшую емкость 91 пФ, в результате чего повышается входное сопротивление смесителя и как следствие увеличиваются коэффициент усиления УВЧ и ослабление зеркального канала. Основные параметры блока УКВ радиоприемника «Урал-авто»: коэффициент усиления (при RBX=7b Ом и ЯН=500 Ом) 10 - 12, ослабление зеркального канала 24 - 32 дБ, уход частоты гетеродина (при изменении входного сигнала от 1 до 50 мВ) 30 - 40 кГц. Рис. 4.5. Принципиальная схема блока УКВ автомобилыю-переносного приемника «Урал-авто» При разработке блоков УКВ, предназначенных для использования в перспективных моделях автомобильных приемников, основной задачей является улучшение помехоустойчивости в результате уменьшения дополнительных каналов приема, подавления комбинационных, интермодуляционных и других помех, обусловленных нелинейностью входных характеристик транзисторов. Эта задача остается одинаково актуальной при разработке блоков УКВ для всех разновидностей радиовещательных приемников. Конструктивные особенности блоков УКВ автомобильных приемников обусловлены спецификой конструкции используемого в них комбинированного органа настройки, общего для радиоприема сигнала с AM и ЧМ. В современных сетевых и переносных радиоприемниках в тракте ЧМ используют отдельный малогабаритный орган настройки. Это позволяет разместить его на печатной плате блока УКВ и выполнить блок УКВ в виде полностью экранированного автономного устройства. Хотя в автомобильных приемниках для перестройки блока УКВ также используют специальный орган настройки - вариометр с алюминиевыми сердечниками, однако исходя из требований по оптимальной компоновке приемника вариометр не выполняют в виде отдельного конструктивного узла, а объединяют с феррова-риометром, используемым для настройки в диапазонах ДВ и GB. Такое построение комбинированного органа настройки позволяет осуществлять привод его подвижных элементов (алюминиевых и ферритовых сердечников) от единого органа управления, и, кроме того, при этом обеспечивается возможность использовать для фиксации настроек в диапазонах СВ, ДВ и УКВ одни и те же механические узлы. Орган настройки автомобильного приемника, особенно в моделях с системой фиксации настроек, представляет собой весьма крупногабаритный узел. Это обстоятельство не дает возможности полностью использовать в блоках УКВ принципы конструирования блоков УКВ сетевых и переносных радиовещательных приемников. Рис. 4.6. Принципиальная схема блока приемника УКВ А-271 Основной особенностью блоков УКВ автомобильных приемников является то, что они строятся на конструктивной базе механизма настройки и включают в себя ряд его элементов - катушки ферро-вариометра AM и вариометра ЧМ. Рис. 4.7. Принципиальная схема блока УКВ автомобильно-переносного приемника «Урал-авто-2» Такое конструктивное решение выбрано в автомобильном радиоприемнике А-271, принципиальная схема блока УКВ которого приведена на рис. 4.6. Особенностью блока УКВ является применение перестраиваемого контура во входной цепи, что позволяет улучшить селективность по зеркальному каналу до 34 - 46 дБ. По иному решена схема и конструкция блока УКВ автомобильно-переносного радиоприемника «Урал-авто-2», в котором применена емкостная перестройка по диапазону с помощью трехсекцион-ного КПЕ с перекрытием от 4 до 15 пФ (рис. 4.7). Конструктивно блок представляет собой функционально законченное изделие. Он имеет два каскада УВЧ и неперестраиваемую входную цепь. Смеситель и гетеродин выполнены на гибридной толстопленочной ИС. Коэффициент усиления блока 50, ослабление аеркального канала 34 - 40 дБ. Однако из-за использования широкополосной входной цепи помехозащищенность приемника «Урал-авто-2» по комбинационным каналам и перекрестным искажениям находится на низком уровне. 4.3. Блоки УКВ с электронной настройкой |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | ||||||||||||