|
||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[14] ft - 2 tmlti "t" fmai)- - 4 max fmln) /1 - fi + 4 (Алая ftnin)1 Для выбранных диапазонов эти частоты: на ДВ f1=0,286 МГц, f2=0,157 МГц, f3=0,415 МГц; на СВ f1= 1,07 МГц, f2=0,589 МГц, Ь=1,55Г МГц. Для вычисленных частот точного сопряжения рассчитывают индуктивности малой L2 и большой Ьг сопрягающих катушек в емкость гетеродинного контура С: ** -P™./1: = L\od-fWIC-Wf)U r Г Р Ь + Ц С -Срезке if где Срез - резонансная емкость, пФ, Срез=2,53*104/(таЛтт); L1min, L1max - минимальная и максимальная индуктивности катушки ферровариометра, мкГн; fmax, мГц. Коэффициенты определяют следующим образом: Я-{bid-с«)/2/„Р; mad+Pzv-bt+P; п*~ (Ри+Ой)/т*; где fnj) - промежуточная частота. Приведенные расчетные формулы справедливы для схем, в которых коэффициент перекрытия основных катушек одинаков в гетеродине и во входных цепях и в УВЧ. Точное сопряжение при этом достигается в трех точках диапазона, так же как и при настройке двух-или трехсекционным КПЕ. В остальных точках диапазона существует определенное рассопряжение, ухудшающее чувствительность и селективность приемника, хотя и в незначительных пределах. Для улучшения сопряжения по диапазону конструктивными методами снижают коэффициент перекрытия ферровариометра по индуктивности для гетеродинного контура, приближая его к необходимым значениям без использования добавочных сопрягающих катушек, хотя бы на СВ. При этом число катушек в механизме настройки остается прежним. Наиболее удачное сопряжение может быть получено при использовании различных гетеродинных катушек для диапазонов ДВ и СВ, имеющих в каждом диапазоне свой коэффициент перекрытия, однако этот способ улучшения сопряжения требует наличия в механизме настройки добавочной катушки ферровариометра, что усложняет механизм настройки и увеличивает его габариты. В последних двух случаях для расчета сопряжения пользоваться приведенными формулами нельзя. Усилитель промежуточной частоты. Селективность по соседнему каналу. К тракту промежуточной частоты сигналов AM предъявляются требования по обеспечению необходимого устойчивого коэффициента усиления, заданной селективности по соседнему каналу, необходимой глубины автоматической регулировки усиления (АРУ.), малых нелинейных искажений, устойчивой работы в диапазоне температур - 20-+50°С. Усилитель промежуточной частоты дает основное усиление сигнала в радиоприемнике. Особенностью автомобильных приемников являются небольшие различия в нормах на реальную чувствительность с антенного входа в различных классах. Например, чувствительность радиоприемника класса I на ДВ 120, на СВ 40 мкВ, а для приемника класса III на ДВ 220, на СВ 75 мкВ. Чувствительности различаются всего в 2 раза для приемников I и III классов. Из этого следует, что построение основного усилительного тракта - усилителя УПЧ должно быть примерно одинаковым для любого класса автомобильных радиоприемников, и это построение определяется не классом приемника, а условиями его эксплуатации. Коэффициент усиления тракта ПЧ определяется из условия Kпч=UвхНч/(UвхАKвх цKyвчKдЕТm), где £/вхНЧ - чувствительность УНЧ при выходной мощности, равной 50 мВт; ивхА - чувствительность приемника на антенном входе; Квх ц - коэффициент передачи входной цепи; КУВЧ - коэффициент передачи УВЧ; Кдет - коэффициент детектора; т - коэффи- циент модуляции в режиме измерений. Ориентировочно необходимое усиление тракта ПЧ составляет 13 000. В зависимости от схемного построения УПЧ усиление каждого каскада будет различным, однако общее усиление тракта разных типов приемников всегда примерно одинаково и одного порядка. Условно полагая, что коэффициент усиления каждого каскада одинаков и составляет 30 - 40, получаем, что необходимо и достаточно иметь три- каскада усиления ПЧ для получения общего усиления . с необходимым производственным запасом. Стандартный тракт ПЧ состоит из трех каскадов: преобразователя, усилительного и ведущего каскадов амплитудного детектора. Приведенные рассуждения справедливы для режима максимального усиления, определяющего максимальную чувствительность приемника. В этом случае не учитываются шумы первых каскадов - УВЧ и преобразователя. Для учета шумов вводится понятие реальной чувствительности. Реальная чувствительность соответствует уровню входного сигнала, при котором отношение сигнал/шум на выходе радиоприемника составляет 20 дБ. Шумы УВЧ и преобразователя определяются коэффициентом шума примененных в них транзисторов и ограничивают реальную чувствительность. Если максимальная и реальная чувствительности радиоприемника равны, это говорит о недостаточном общем коэффициенте усиления ВЧ тракта, включая тракт ПЧ. Малое усиление ВЧ тракта в большинстве случаев создает впечатление малошумящего приемника, однако приводит к неэффективной работе системы АРУ и как следствие к различной громкости работы принимаемых радиостанций и слишком тихому приему удаленных станций. Малая эффективность антенной системы автомобиля требует получения в тракте ПЧ такого усиления, при котором реальная чувствительность ограничивается не усилением, а шумами преобразователя и УВЧ. В этом случае хорошо работает система АРУ, большинство станций принимается с одинарной громкостью и чем менее шумящий транзистор стоит в УВЧ и преобразователе, тем более высококачественен радиоприем при прочих равных условиях. В существующих схемах радиоприемников реальная -чувствительность на входе транзистора преобразователя обычно составляет 8 - 10 мкВ в диапазоне СВ при подаче сигнала от генератора с внутренним сопротивлением 75 Ом. На входе транзистора УВЧ реальная чувствительность улучшается до 4 - 6 мкВ. При коэффициенте передач» входной цепи в диапазоне СВ, равном 0,2, реальная чувствительность на антенном входе составит 20 - 30 мкВ, что соответствует требованиям на автомобильные приемники (с большим производственным запасом). Эти цифры максимально достижимые, так как на практике существуют определенные разбросы параметров транзисторов по шумам, рассопряжение контуров и другие факторы, ухудшающие реальную чувствительность. Можно выделить два варианта схемного построения тракта ПЧ: тракт УПЧ с сосредоточенной селективностью и тракт УПЧ с распределенной селективностью. Использование в тракте УПЧ AM сосредоточенной селективности характерно для начального периода разработки транзисторных автомобильных радиоприемников. Тракт УПЧ автомобильного радиоприемника А-370 (рис. 3.13) состоит из преобразовательного каскада, нагруженного на четырех-контурный ФСС, реостатного каскада и каскада, нагруженного на контур с амплитудным детектором. В усилителе применены транзисторы типа ГТ309 (А - Е) и использован принцип построения сосредоточенная селекция - широкополосное усиление. Такое построение усилителя позволяет свести к минимуму влияние на параметры усилителя разбросов параметров транзисторов, а также избежать трудностей в получении требуемого устойчивого коэффициента усиления, обусловленных наличием в транзисторах сильной внутренней обратной связи. Рис. 3.13. Принципиальная схема тракта УПЧ приемника А-370. Требуемая селективность по соседнему каналу (30 дБ при расстройке на +9 кГц) обеспечивается ФСС. Основное усиление ПЧ происходит в двухкаскадном широкополосном усилителе, в котором для повышения устойчивого коэффициента усиления применена нейтрализация конденсатором, включенным между контуром детектора и базой последнего транзистора. Для получения необходимого поворота фазы напряжения нейтрализации детекторный контур включен не полностью в коллекторную цепь этого транзистора. Такое построение тракта УПЧ применялось и в ранее выпускавшейся модели автомобильного приемника АТ-64. В тракте УПЧ использовались транзисторы П401 с большой проходной емкостью и большим разбросом параметров. Дальнейшие работы над трактом ПЧ дали возможность отказаться от принципа широкополосного усиления, и реостатный каскад был заменен трансформаторным. Это в свою очередь позволило отказаться от нейтрализации в последнем каскаде УПЧ, так как коэффициент усиления трансформаторного каскада выше, чем реостатного. Такая схема тракта УПЧ применена в автомобильно-переносном радиоприемнике «Урал-авто» (рис. 3.14). Усилитель промежуточной частоты этого радиоприемника также построен на транзисторах ГТ309 и имеет четырехконтурный ФСС. М AM Рис. авто» 3.14. Принципиальная схема УПЧ-АМ автомобильно-переносного приемника «Урал- Для обеспечения стабильности параметров УПЧ при воздействии температурных изменений и влаги стабилизируют режимы транзисторов по постоянному току, подбирают температурные коэффициенты емкости (ТКЕ) конденсаторов в фильтрах ПЧ, контур ПЧ пропитывают влагозащитными составами. С появлением пьезокерамических и электромеханических фильтров ПЧ, способных работать в интервале температур - 20 - +50 С, ими стали заменять ФСС. Пьезокерамические фильтры типа ПФ1П-2 и электромеханические фильтры типа ЭМФП-5-465-6(13) позволяют получить значительно более высокую селективность по соседнему каналу, чем трехчетырёхконтурные ФСС, и не |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | ||