Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[14]

ft - 2 tmlti "t" fmai)- - 4 max fmln) /1 - fi + 4 (Алая ftnin)1

Для выбранных диапазонов эти частоты: на ДВ f1=0,286 МГц, f2=0,157 МГц, f3=0,415 МГц; на СВ f1= 1,07 МГц, f2=0,589 МГц, Ь=1,55Г МГц.

Для вычисленных частот точного сопряжения рассчитывают индуктивности малой L2 и большой Ьг сопрягающих катушек в емкость гетеродинного контура С:

** -P™./1: = L\od-fWIC-Wf)U

r Г Р Ь + Ц С -Срезке if

где Срез - резонансная емкость, пФ, Срез=2,53*104/(таЛтт); L1min, L1max - минимальная и максимальная индуктивности катушки ферровариометра, мкГн; fmax, мГц. Коэффициенты определяют следующим образом: Я-{bid-с«)/2/„Р; mad+Pzv-bt+P; п*~ (Ри+Ой)/т*;

где fnj) - промежуточная частота.

Приведенные расчетные формулы справедливы для схем, в которых коэффициент перекрытия основных катушек одинаков в гетеродине и во входных цепях и в УВЧ. Точное сопряжение при этом достигается в трех точках диапазона, так же как и при настройке двух-или трехсекционным КПЕ. В остальных точках диапазона существует определенное рассопряжение, ухудшающее чувствительность и селективность приемника, хотя и в незначительных пределах. Для улучшения сопряжения по диапазону конструктивными методами снижают коэффициент перекрытия ферровариометра по индуктивности для гетеродинного контура, приближая его к необходимым значениям без использования добавочных сопрягающих катушек, хотя бы на СВ. При этом число катушек в механизме настройки остается прежним. Наиболее удачное сопряжение может быть получено при использовании различных гетеродинных катушек для диапазонов ДВ и СВ, имеющих в каждом диапазоне свой коэффициент перекрытия, однако этот способ улучшения сопряжения требует наличия в механизме настройки добавочной катушки ферровариометра, что усложняет механизм настройки и увеличивает его габариты. В последних двух случаях для расчета сопряжения пользоваться приведенными формулами нельзя.

Усилитель промежуточной частоты. Селективность по соседнему каналу. К тракту промежуточной частоты сигналов AM предъявляются требования по обеспечению необходимого устойчивого коэффициента усиления, заданной селективности по соседнему каналу, необходимой глубины автоматической регулировки усиления (АРУ.), малых нелинейных искажений, устойчивой работы в диапазоне температур - 20-+50°С.

Усилитель промежуточной частоты дает основное усиление сигнала в радиоприемнике. Особенностью автомобильных приемников являются небольшие различия в нормах на реальную чувствительность с антенного входа в различных классах. Например, чувствительность радиоприемника класса I на ДВ 120, на СВ 40 мкВ, а для приемника класса III на ДВ 220, на СВ 75 мкВ. Чувствительности различаются всего в 2 раза для приемников I и III классов. Из этого следует, что построение основного усилительного тракта - усилителя УПЧ должно быть примерно одинаковым для любого класса автомобильных радиоприемников, и это построение определяется не классом приемника, а условиями его эксплуатации.

Коэффициент усиления тракта ПЧ определяется из условия Kпч=UвхНч/(UвхАKвх цKyвчKдЕТm),

где £/вхНЧ - чувствительность УНЧ при выходной мощности, равной 50 мВт; ивхА - чувствительность приемника на антенном входе; Квх ц - коэффициент передачи входной цепи; КУВЧ - коэффициент передачи УВЧ; Кдет - коэффициент детектора; т - коэффи-


циент модуляции в режиме измерений. Ориентировочно необходимое усиление тракта ПЧ составляет 13 000.

В зависимости от схемного построения УПЧ усиление каждого каскада будет различным, однако общее усиление тракта разных типов приемников всегда примерно одинаково и одного порядка. Условно полагая, что коэффициент усиления каждого каскада одинаков и составляет 30 - 40, получаем, что необходимо и достаточно иметь три- каскада усиления ПЧ для получения общего усиления . с необходимым производственным запасом. Стандартный тракт ПЧ состоит из трех каскадов: преобразователя, усилительного и ведущего каскадов амплитудного детектора. Приведенные рассуждения справедливы для режима максимального усиления, определяющего максимальную чувствительность приемника. В этом случае не учитываются шумы первых каскадов - УВЧ и преобразователя. Для учета шумов вводится понятие реальной чувствительности.

Реальная чувствительность соответствует уровню входного сигнала, при котором отношение сигнал/шум на выходе радиоприемника составляет 20 дБ. Шумы УВЧ и преобразователя определяются коэффициентом шума примененных в них транзисторов и ограничивают реальную чувствительность. Если максимальная и реальная чувствительности радиоприемника равны, это говорит о недостаточном общем коэффициенте усиления ВЧ тракта, включая тракт ПЧ. Малое усиление ВЧ тракта в большинстве случаев создает впечатление малошумящего приемника, однако приводит к неэффективной работе системы АРУ и как следствие к различной громкости работы принимаемых радиостанций и слишком тихому приему удаленных станций.

Малая эффективность антенной системы автомобиля требует получения в тракте ПЧ такого усиления, при котором реальная чувствительность ограничивается не усилением, а шумами преобразователя и УВЧ. В этом случае хорошо работает система АРУ, большинство станций принимается с одинарной громкостью и чем менее шумящий транзистор стоит в УВЧ и преобразователе, тем более высококачественен радиоприем при прочих равных условиях. В существующих схемах радиоприемников реальная -чувствительность на входе транзистора преобразователя обычно составляет 8 - 10 мкВ в диапазоне СВ при подаче сигнала от генератора с внутренним сопротивлением 75 Ом. На входе транзистора УВЧ реальная чувствительность улучшается до 4 - 6 мкВ. При коэффициенте передач» входной цепи в диапазоне СВ, равном 0,2, реальная чувствительность на антенном входе составит 20 - 30 мкВ, что соответствует требованиям на автомобильные приемники (с большим производственным запасом). Эти цифры максимально достижимые, так как на практике существуют определенные разбросы параметров транзисторов по шумам, рассопряжение контуров и другие факторы, ухудшающие реальную чувствительность.

Можно выделить два варианта схемного построения тракта ПЧ: тракт УПЧ с сосредоточенной селективностью и тракт УПЧ с распределенной селективностью. Использование в тракте УПЧ AM сосредоточенной селективности характерно для начального периода разработки транзисторных автомобильных радиоприемников.

Тракт УПЧ автомобильного радиоприемника А-370 (рис. 3.13) состоит из преобразовательного каскада, нагруженного на четырех-контурный ФСС, реостатного каскада и каскада, нагруженного на контур с амплитудным детектором. В усилителе применены транзисторы типа ГТ309 (А - Е) и использован принцип построения сосредоточенная селекция - широкополосное усиление. Такое построение усилителя позволяет свести к минимуму влияние на параметры усилителя разбросов параметров транзисторов, а также избежать трудностей в получении требуемого устойчивого коэффициента усиления, обусловленных наличием в транзисторах сильной внутренней обратной связи.


Рис. 3.13. Принципиальная схема тракта УПЧ приемника А-370.

Требуемая селективность по соседнему каналу (30 дБ при расстройке на +9 кГц) обеспечивается ФСС. Основное усиление ПЧ происходит в двухкаскадном широкополосном усилителе, в котором для повышения устойчивого коэффициента усиления применена нейтрализация конденсатором, включенным между контуром детектора и базой последнего транзистора. Для получения необходимого поворота фазы напряжения нейтрализации детекторный контур включен не полностью в коллекторную цепь этого транзистора. Такое построение тракта УПЧ применялось и в ранее выпускавшейся модели автомобильного приемника АТ-64. В тракте УПЧ использовались транзисторы П401 с большой проходной емкостью и большим разбросом параметров.

Дальнейшие работы над трактом ПЧ дали возможность отказаться от принципа широкополосного усиления, и реостатный каскад был заменен трансформаторным. Это в свою очередь позволило отказаться от нейтрализации в последнем каскаде УПЧ, так как коэффициент усиления трансформаторного каскада выше, чем реостатного.

Такая схема тракта УПЧ применена в автомобильно-переносном радиоприемнике «Урал-авто» (рис. 3.14). Усилитель промежуточной частоты этого радиоприемника также построен на транзисторах ГТ309 и имеет четырехконтурный ФСС.

М AM

Рис. авто»

3.14. Принципиальная схема УПЧ-АМ автомобильно-переносного приемника «Урал-

Для обеспечения стабильности параметров УПЧ при воздействии температурных изменений и влаги стабилизируют режимы транзисторов по постоянному току, подбирают температурные коэффициенты емкости (ТКЕ) конденсаторов в фильтрах ПЧ, контур ПЧ пропитывают влагозащитными составами. С появлением пьезокерамических и электромеханических фильтров ПЧ, способных работать в интервале температур - 20 - +50 С, ими стали заменять ФСС. Пьезокерамические фильтры типа ПФ1П-2 и электромеханические фильтры типа ЭМФП-5-465-6(13) позволяют получить значительно более высокую селективность по соседнему каналу, чем трехчетырёхконтурные ФСС, и не



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]