Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[12]

Рис. 3.7. Схема широкополосной входной цепи в поддиапазонах KB приемника «Урал-авто» (СДоп-(Са+Спар) -Сав, где Сав - эквивалентная емкость встроенной телескопической антенны).

Следует отметить, что перестраиваемые входные цепи в поддиапазонах KB использовались в основном лишь в автомобильных радиоприемниках высокого класса. Вследствие того что в этих моделях применялся барабанный переключатель диапазонов, число коммутационных групп, необходимых для переключений в диапазонах ДВ, СВ и поддиапазонах KB, остается неизменным, в том числе и при наличии перестройки входных контуров в KB поддиапазонах.

В радиоприемниках среднего класса, где нет возможности применить барабанный переключатель, введение нескольких KB Поддиапазонов с перестраиваемыми входными цепями приводит к значительному усложнению коммутационной схемы приемника. При этом увеличивается число коммутационных групп и как следствие - габариты колодок переключателя диапазонов. Для упрощения в ряде моделей автомобильных приемников используются ненастраиваемые широкополосные входные цепи. Целесообразность такого решения диктуется еще и тем, что вследствие использования индуктивной настройки селективные свойства входных контуров KB оказываются весьма низкими. Сердечники ферровариометра обычно выполняют из ферритовой массы марки 600НН, обеспечивая требуемую конструктивную добротность и коэффициент перекрытия по индуктивности в диапазонах ДВ и СВ. На частотах выше 2 МГц потери, вносимые сердечниками, резко возрастают, что приводит к существенному падению конструктивной, добротности катушек ферровариометра при их использовании в KB поддиапазонах.

73,18

Рис. 3.8. Принципиальная схема коротковолновой приставки

В радиоприемнике «Урал-авто» входная цепь в каждом KB поддиапазоне состоит из двух широкополосных контуров (рис. 3.7). Сигнал из антенны поступает на первый контур, который настроен на среднюю частоту соответствующего KB поддиапазона. Полоса пропускания контура выбирается такой, чтобы крайние частоты поддиапазона ослаблялись не более чем на 3 - 4 дБ. Второй контур, включенный последовательно в цепь передачи сигнала на вход первого транзистора приемника, настроен на частоту зеркального канала. Подбором коэффициента включения этого контура в базовую цепь транзистора его полосу пропускания выбирают равной полосе пропускания первого контура, благодаря чему достигается хорошая фильтрация всех частот, являющихся зеркальными по отношению к частотам KB поддиапазона, принимаемым первым контуром. Так, например, в поддиапазоне KB-I (49 м) контур LiCnap настроен на частоту 6,1 МГц, полоса пропускания контура на уровне ослабления 6 дБ составляет около 400 кГц, при этом напряжение, крайних частот поддиапазона 5,95 и 6,2 МГц ослабляется не более чем на 3 дБ. Контур L%Ci также имеет


ширину полосы пропускания около 400 кГц и настроен на частоту 7 МГц, являющуюся зеркальной для средней частоты настройки первого контура.

В автомобильном режиме эксплуатации контурная емкость входных цепей всех KB поддиапазонов радиоприемника «Урал-авто» образована суммарной емкостью антенной системы Ссум=СА+Спар (рис. 3.7,а). Для сохранения частоты настройки этих контуров в переносном режиме эксплуатации параллельно катушке L} подключается емкость Сдоп (рис. 3.7,6), равная разности Ссум и эквивалентной емкости встроенной телескопической антенны Cab, т. е. Сдоп=Ссум - Сдв=47-51 пФ.

При жестких требованиях к габаритам автомобильных радиоприемников KB станции можно принимать, подключая к радиоприемнику с диапазонами ДВ, СВ специальную коротковолновую приставку, представляющую собой конвертор, преобразующий частоты растянутых KB поддиапазонов в частоты одного из участков СВ диапазона. Принципы построения KB приставок рассмотрим на примере двухдиапазонного конвертора (49 и 25 м)

(рис. 3.8).

В базовой цепи смесителя T} включены коммутируемые входные контуры, частоты настройки и ширина полос пропускания которых соответствуют средним частотам и ширине полосы растянутых KB поддиапазонов, выделенных для радиовещания: £,вх49м=6,1 МГц; Ювх25м=11,8 МГц; Д1вх49=Д1вх25=400 кГц.

Частоты настройки контуров гетеродина T2 отличаются от средней частоты настройки соответствующих входных контуров на 1 МГц, т. е. fOT49M=7,1 МГц; 1"ог25м - 12,8 МГц. В результате, независимо от того, на каком из поддиапазонов KB ведется прием, на активной нагрузке смесителя Rio будут выделяться напряжения разностных частот: fp=for - (£,вх±Д1вх/2)=1±0,2 МГц=0,8-1,2 МГц. Таким образом, частоты растянутых KB поддиапазонов понижаются до частот среднего участка радиовещательного СВ диапазона, и, следовательно, настраиваться на требуемую KB станцию можно при помощи перестраиваемых контуров автомобильного приемника, включенного на диапазон СВ. Радиоприемник с KB приставкой по существу представляет собой приемник с двойным преобразованием частоты, причем первая промежуточная- частота - переменная, она изменяется от 0,5 до 1,6 МГц. Контурные емкости входных- контуров KB приставки образованы суммарной емкостью автомобильной антенной системы. Выходная емкость приставки, образованная емкостью конденсаторов С4, Ci3 и эквивалентной емкостью отрезка высокочастотного кабеля, соединяющего выход KB приставки с антенным входом радиоприемника, также должна равняться суммарной емкости антенной системы, на которую рассчитана входная цепь СВ автомобильного приемника.

Чтобы ослабить шунтирующее действие входа радиоприемника нагрузочным сопротивлением Rю, сигнал на вход соединительного кабеля подается через конденсатор небольшой емкости Сц (12 - 15 пФ).

Габариты, в которых может быть выполнена KB приставка, в основном определяются числом поддиапазонов, на которое она рассчитана, так как при увеличении числа поддиапазонов соответственно увеличивается число входных и гетеродинных контуров, а также кнопок и контактных колодок переключателя поддиапазонов. Следует, отметить, что для удобства пользования автомобильными приемниками, работающими совместно с KB приставкой, необходимо, наличие в приставке специальной кнопки, при- включении которой автомобильная антенная система переключается непосредственно на выход KB приставки, благодаря чему обеспечивается возможность приема в диапазонах СВ и ДВ.

Усилители высокой частоты. Подавление перекрестных искажений и комбинационных помех. Вследствие малой эффективности автомобильных антенных систем требуемая чувствительность автомобильных приемников в диапазонах ДВ, СВ и KB может быть достигнута только при использовании в преселекторе УВЧ.

Наибольшее распространение получили однокаскадные УВЧ с включением транзистора по схеме ОЭ и использованием в нагрузке резонансного перестраиваемого контура, включенного по П-образной схеме (рис. 3.9). Коммутируемые элементы схемы - емкости связи С} или С3 и контурная емкость С2. В качестве примера приведем емкости


конденсаторов, используемых в контуре УВЧ автомобильного радиоприемника АТ-66: диапазон Дв d=56 пФ, С2=1800 пФ, С3=22ОО пФ; диапазон СВ C1=22 пФ, С2=33 пФ, С3=2200 пФ.

I 1-*-

---*-сигнал АРУ

Рис 3.8. Схема резонансного УВЧ

Несмотря на то, что наличие в автомобильном приемнике трех перестраиваемых контуров - во входной цепи, УВЧ и гетеродине - приводит к некоторому усложнению конструкции и увеличению габаритов механизма настройки, использование резонансного УВЧ является необходимым условием обеспечения требуемой защиты радиоприема в автомобиле от перекрестных искажений и комбинационных помех. Опасность появления в автомобильных приемниках-помех этого вида особенно велика, так как при движении автомобиля приемник попадает в зоны с весьма высокими напряженностя-ми полей как полезного, так и мешающих сигналов. Помехи перекрестной модуляции проявляются в том, что при наличии амплитудно-модулированной помехи и несущей частоты принимаемой станции мешающая станция прослушивается на фоне принимаемой. Допустимый с точки эрения помех перекрестной модуляции уровень мешающего сигнала на базе транзистора ибдоп можно приближенно рассчитать по формуле

где Кп - коэффициент перекрестных искажений, представляющий собой отношение амплитуд гармонических составляющих огибающей сигнала с частотами полезной информации и мешающей станции; Ка не должен быть больше 1 - 3% для получения хорошей помехозащищенности . приема; а= (25-35) 1 /В - коэффициент, характеризующий угол наклона линейного участка зависимости крутизны транзистора уы от тока эмиттера is, т. е. Yu=ai3.

В результате расчета оказывается, что уровни мешающего сигнала на базе транзистора выше 7 - 10 мВ могут привести к возникновению заметных перекрестных искажений, т. е. Ки превысит 2 - 3%. В то же время известно, что при использовании ламповых схем перекрестные искажения не превышают 1 - 2%, даже когда напряжение мешающего сигнала, воздействующего в сеточной цепи лампы, достигает 0,5 В и более.

Приведенные данные показывают, что селективные свойства входных контуров транзисторных автомобильных радиоприемников должны быть весьма высокими. Кроме того; следует считать нежелательным использование в автомобильных приемниках реостатных УВЧ. При отсутствии селективности усилитель в равной степени усиливает сигналы как полезной, так и мешающей станции. При этом если уровень усиленного мешающего сигнала на выходе УВЧ превышает допустимое значение 7 - 10 мВ, то заметные перекрестные искажения, не возникнув в самом УВЧ, могут появиться в следующем каскаде - преобразователе- частоты. Резонансные свойства УВЧ позволяют успешно бороться и с другим видом помех - комбинационными. Комбинационные помехи возникают при воздействии на вход приемника напряжений мешающих станций, сумма или разность частот которых равна или близка к промежуточной частоте, а также если вторая гармоника одного из мешающих сигналов равна или близка к промежуточной частоте. Вследствие нелинейности входной характеристики транзистора УВЧ происходит сложение, вычитание и умножение частот мешающих сигналов, и в результате в коллекторном токе УВЧ появляются составляющие промежуточной частоты. При использовании реостатного или слабо селективного УВЧ напряжения, обусловленные мешающими сигналами комбинационных частот, усиливаются в последующих каскадах радиоприемника (преобразователе



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]