|
||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[10] диапазоне УКВ) с расстройкой относительно выбранной средней частоты г"ср соответствующего диапазона на ±Af, т. е. frcc1= =fcp+Af и fгсс2==fср - Д£ При проведении измерений в диапазонах ДВ и СВ соответственно устанавливают рсв=1 МГц и рдв - =250 кГц, Д=20 кГц; в диапазоне KB foP=7,2 МГц и Д=200кГц, в диапазоне УКВ fCp=69 МГц, Дf=1 МГц. Селективным вольтметром, подключенным к выходу электронного блока активной антенны, поочередно настраиваются на частоты сигналов £.сс1 и fгсс2. С помощью регулятора выходного напряжения R устанавливают удобные для последующего расчета уровни сигнала, подаваемого на селективный вольтметр, и фиксируют его показания ивых и ивых{2 (соответственно При настройке на частоту сс1 и frec2). Если в активной антенне возникли нелинейные искажения III порядка, то на ее выходе будут наблюдаться спектральные составляющие, показанные на рис. 2.22,6. Далее, настраиваясь селективны» вольтметром на частоты £юм1=2£.сс1 - frec2 и fnом2=2fгcc2 - f-ccb фиксируют его показания иПОМ1 и UnoM2, обусловленные продуктами нелинейных искажений. Затем рассчитывают значения dHl = Ueblxfl/Unom1 и dH2= =иВыХр/иПОМ2. Если они одновременно равны 54 дБ (500 раз), то входной сигнал ивх1=ивх2=100 мВ (или 50 мВ при измерениях в диапазоне УКВ) является измеряемой величиной, т. е. уровнем входного сигнала, при котором отношение полезного сигнала к продуктам нелинейных искажений на выходе равно 54 дБ. Если dBi или dH2 больше или меньше 54 дБ, то одновременным увеличением уменьшением) уровней ивх1=ивх2 добиваются этого значения сначала для dH1, а потом для dH2 (если значение Ubxi=UbX2, при котором dm - 54 дБ, не равно входному сигналу, при котором dBt= «=54 дБ, то за результат измерений принимается меньшее из двух значений ивх). Измеренные значения напряжений входных сигналов пересчи-тываются в значения напряженности поля Евх=ивх/д.п.э.. Методы измерения параметров активных антенн и системы «активная антенна - автомобильный приемник», определяемых выходными характеристиками антенны (выходная емкость, расширение полосы пропускания входного контура в диапазонах AM и изменение селективности по зеркальному каналу в диапазоне УКВ), с достаточной ясностью определяются самими формулировками этих характеристик, и поэтому их отдельное рассмотрение здесь не приводится. Глава 3 ТРАКТ AM 3.1. Входные цепи и УВЧ (преселектор) Выбор органа настройки. Построение входных цепей. В современных радиовещательных приемниках с сетевым и автономным питанием в качестве органа настройки в тракте AM используются блоки конденсаторов переменной.емкости (КПЕ), которые при сравнительно небольших габаритах позволяют обеспечить требуемое перекрытие по частоте, Кроме того, блоки КПЕ надежны в эксплуатации. Использование блоков КПЕ в автомобильных приемниках вследствие особенностей антенной системы автомобиля приводит к существенным трудностям, связанным в первую очередь с реализацией требуемых параметров входной цепи. В отличие от радиовещательных приемников другого назначения автомобильный приемник работает от вполне определенной антенной системы. Вследствие этого в автомобильных приемниках может применяться непосредственное включение антенной системы во входной контур. При этом удается избежать потерь сигнала в элементах связи контура с антенной системой, однако суммарная емкость антенной системы (Ссум=СА+Спар), составляющая 60 - 100 пФ и более, полностью входит в резонансную емкость входного контура. В результате начальная емкость контура Сва, достигает значений 80 - 120 пФ (с учетом емкостей подстроечного конденсатора, монтажа и т. п.), и поэтому в автомобильных приемники с непосредственной связью входного контура с антенной системой исключается возможность использования серийных блоков КПЕ. Избежать этого и применить в автомобильном приемнике обычный КПЕ можно, лишь ослабив связь антенной системы с входным контуром. Однако при таком решении значительно ухудшается коэффициент передачи сигнала из антенной системы на вход первого транзистора тракта AM, который при использовании КПЕ даже с непосредственной связью с антенной оказывается весьма низким. Последнее обстоятельство объясняется тем,, что коэффициент передачи входного контура, возбуждаемого емкостной антенной, пропорционален отношению СА/Ср, где Са - емкость штыревой, антенны, а Ср - резонансная емкость контура. Использование КПЕ с Стах= =700-800 пФ при Са=10-И2 пФ приводит к такому низкому отношению СА/Ср (менее 0,02 в большей части диапазонов ДВ, СВ), что коэффициент передачи сигнала из антенной системы на вход первого транзистора тракта AM снижается до значений, при которых из-за ухудшения отношения сигнал/шум не удается реализовать требуемую реальную чувствительность приемников в диапазонах ДВ, СВ и КВ. Очевидно, что ослабление связи контура с антенной системой не может улучшить положения, ибо повышение соотношения СА/Ср в результате применения КПЕ с меньшим значением Стаж сводится на нет потерями в элементе связи контура с антенной системой. Вместо блоков КПЕ в качестве органов настройки тракта AM используют блоки переменной индуктивности (ферровариаметрм). Контуры в этом случае перестраиваются плавным изменением индуктивности цилиндрической катушки при поступательном перемещении внутри нее ферритового сердечника (обычно из феррита 600НН). Диапазон изменения индуктивности определяется конструкцией катушек и ходом сердечника и составляет в различных приемниках 65 - 650, 130 - 1300 и 160 - 2400 мкГн, обеспечивая требуемый коэффициент перекрытия (Ки>10) для перестройки в радиовещательных ДВ и СВ диапазонах. Использование ферровариометра позволяет прежде всего обеспечить постоянство коэффициента передачи входного контура СВ около 0,2 - 0,3, минимально необходимого для достижения реальной чувствительности приемника, равной 50 - 75 мкВ. 1 J~z Рис. 3.1. Схема входной цепи приемника в диапазоне СВ: 1 - эквивалент антенной системы; 2 - входная цепь Построение входной цепи диапазона СВ современных транзисторных автомобильных приемников показано на рис. 3.1. В диапазоне СВ наибольшее распростра-йение получила схема входной цепи с внутриемкостной связью, обеспечивающая при конструктивной простоте постоянство коэффициента связи с транзистором и обладающая наибольшей помехоустойчивостью, так как ее коэффициент передачи для мешающих сигналов монотонно убывает с ростом частоты. Конденсаторы C1 и Спод вместе с суммарной емкостью антенной системы Ссум определяют резонансную емкость контура Cpe3. С помощью подстроечного конденсатора можно точно подстроить входную цепь СВ при работе приемника от любой автомобильной антенны, суммарная эквивалентная ёмкость которой не превышает резонансной емкости контура, т. е. Ссум<Срез - Спод min. При малых значениях ССум, когда не выполняется условие ССум>СРез - Спод max, настройка входного контура в резонанс обеспечивается подбором емкости конденсатора Ci. Емкость конденсатора С2 - элемента внутриемкостной связи контура со входом первого транзистора тракта AM составляет 1500 - 2200 пФ, обеспечивая требуемую загрузку контура входным сопротивлением транзистора. При таком построении входного контура коэффициент передачи 0,2 - 0,3, селективность по зеркальному каналу 26 - 30 дБ, рабочая полоса 15 - 30 кГц. I " Рис. 3.2. Два варианта схемы входной цепи приемника в диапазоне ДВ: а - последовательное включение двух катушек ферровариометра (LK - 2L); б - согласованное включение двух секции контура, намотанных на одном каркасе, (LK=L1+L2+2K(L1Lon)-2 прии К=Ц1+Ц,оп) Основная особенность построения входных цепей диапазона ДВ - использование более высокой по сравнению с диапазоном СВ контурной индуктивности, что достигается либо последовательным включением двух катушек ферровариометра (рис. 3.2,а), либо согласным включением двух секций контура, намотанных на одном каркасе ферровариометра, (рис. 3.2,6). Благодаря этому удается при практически неизменном коэффициенте перекрытия по индуктивности снизить контурную емкость в диапазоне ДВ в 2 - 4 раза по сравнению с емкостью при использовании одной секции ферровариометра и соответственно повысить отношение Сусу и коэффициент передачи контура. Рис. 3.3. Схема входных цепей в диапазонах ДВ и СВ приемника АВ-68 Различие индуктивностей входного контура и других перестраиваемых контуров (УВЧ и гетеродина), где используются одиночные секции ферровариометра, приводит к некоторым трудностям при сопряжении настроек этих контуров. Для повышения точности сопряжения последовательно с переменной индуктивностью может включаться небольшая подстроечная индуктивность АдОп, позволяющая в небольших пределах менять коэффициент перекрытия входного контура. Основные параметры входных цепей диапазона ДВ: коэффициент передачи 0,05 - 0,08, полоса пропускания 8 - 10 кГц, ослабление зеркального канала 30 - 36 дБ. В некоторых моделях автомобильных приемников, главным образом во всеволновых (ДВ, СВ, KB), а также в моделях, работающих от антенной системы с большой суммарной емкостью (более 100 - 150 пФ), двухобмоточные катушки ферровариометра используют во всех диапазонах. В диапазоне ДВ эти обмотки включаются последовательно, а в диапазонах СВ и KB параллельно, в последнем случае могут также использоваться параллельные сопрягающие индуктивности. Такое построение входных цепей применено, например, в автомобильном приемнике высшего класса АВ-68 (рис. 3.3), что позволило при суммарной емкости антенной системы около 200 пФ получить оптимальные параметры и добиться наилучшего сопряжения контуров в каждом диапазоне. Особенности входных цепей автомобильно-переносных приемников. В 60-х годах довольно широкое распространение, особенно за рубежом, получили радиоприемники, которые могут использоваться в двух режимах эксплуатации: автомобильном и переносном. Такие приемники называют автомобильно-переносными. Отечественная промышленность |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | ||