Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[0]

А.Н.Мальтийский, А.Г..Подольский

РАДИОВЕЩАТЕЛЬНЫЙ ПРИЕМ В АВТОМОБИЛЕ

Редакция научно-популярной литературы и массовой радиобиблиотеки © Издательство «Связь», 1974 © Издательство «Радио и связь», 1982, с изменениями.

Предисловие ко второму изданию

Любой радиовещательный приемник, в том числе автомобильный, характеризуется рядом технических параметров: чувствительностью, селективностью, выходной мощностью и т. п. Однако к электрическим параметрам, потребительским возможностям, конструкции и внешнему виду радиоприемников, устанавливаемых в автомобиле, предъявляется ряд дополнительных требований, которые в конечном итоге определяют все основные эксплуатационно-технические характеристики этой разновидности радиовещательных приемников.

Автомобильный радиоприемник должен разрабатываться с максимальным учетом условий, в которых он эксплуатируется, чтобы пользование им не отвлекло от управления автомобилем в условиях высоких скоростей, длительного пребывания за рулем и в сложных транспортных ситуациях.

К настоящему времени создан целый ряд моделей транзисторных автомобильных приемников различного класаа, которые по своим электрическим и эксплуатационным параметрам в основном отвечают современному уровню требований, предъявляемых к этой разновидности радиовещательных приемников. Задача дальнейшего совершенствования автомобильных приемников требует систематизации и обобщения знаний, накопленных в этой области прикладной радиотехники.

В первом издании книги «Радиовещательный прием в автомобиле», вышедшем в 1974 г., были обобщены и систематизированы обширные материалы по различным аспектам проектирования и эксплуатации транзисторных радиовещательных приемников в автомобиле. Для всех направлений современной радиоэлектроники характерны весьма интенсивные темпы развития, и автомобильная радиоэлектронная аппаратура не является в этом смысле исключением. Поэтому второе издание книги дополнено с учетом новых направлений в разработке автомобильной радиоаппаратуры, соответствующей современному состоянию развития радиоэлектроники.

Наиболее важными направлениями, определяющими изменение схемотехники и принципов конструирования автомобильной радиоаппаратуры, явились, с одной стороны, все более широкое внедрение интегральной схемотехники и, с другой, появление нового вида автомобильной радиоаппаратуры - кассетных магнитол, т. е. устройств, в которых схемно и конструктивно объединены автомобильный радиоприемник и кассетный магнитофон.

Другими важными факторами, характеризующими современное состояние автомобильной радиоаппаратуры, явились разработка и-начало промышленного выпуска нового вида антенных устройств - активных автомобильных антенн, разработка и внедрение схемотехники для приема стереофонии в движущемся автомобиле. Все эти вопросы подробно рассмотрены в дополнительных разделах второго издания книги. Кроме того, авторы считают целесообразным привести в отдельном разделе материалы, отражающие наиболее важные и перспективные достижения ведущих зарубежных фирм в, области создания автомобильной радиоаппаратуры.


Авторы заранее благодарят читателей за все критические замечания и советы, высказанные по содержанию книги, которые следует направлять по адресу: 101000, Москва, а/я 693, редакция научно-популярной литературы и массовой радиобиблиотеки.

Авторы

Глава 1

ОСОБЕННОСТИ РАДИОПРИЕМА В АВТОМОБИЛЕ

Автомобильный радиовещательный приемник, магнитола, магнитофон и другие виды радиоаппаратуры постепенно становятся неотъемлемой частью автомобильного оборудования. Они служат средством повышения комфорта в салоне автомобиля, снижают утомляемость водителя и развлекают пассажиров. Водитель автомобиля является основным оператором, управляющим радиоприемником во время движения машины. Приемником также может пользоваться и пассажир, находящийся на переднем сидении рядом с водителем. Поэтому размещение радиоприемника должно подчиняться удобству пользования им как водителем, так и пассажиром.

Современные автомобили весьма насыщены различными типами приборов и механизмов управления, расположенных в приборном щитке или под ним, поэтому в большинстве случаев для радиоприемника остается очень ограниченное место, а часто и совершенно» нет возможности разместить его в приборном щитке. В этом случае радиоприемник устанавливается под щитком. Хотя такое крепление удобно в конструктивном отношении, оно не является наилучшим, так как предъявляет к радиоприемнику дополнительные требования. В современных автомобилях требование травмобезопасности является одним из главных условий в их конструкции. Разрабатываются складывающиеся рулевые управления, изготовляются мягкие трав-мобезопасные панели приборных щитков, применяются специальные ремни безопасности и т. д. Аналогичные требования, предъявляются и к автомобильным радиоприемникам. Если он устанавливается непосредственно в панели приборного щитка, то суть требований по травмобезопасности сводится к тому, чтобы элементу управления незначительно выступали из панели, чтобы отсутствовали острые углы в конструкции и при изготовлении органов управления применялись мягкие материалы. При установке радиоприемника под прйт борным щитком его конструкция и элементы управления должны исключать возможность случайного травмирования водителя или пассажира при резком торможении или аварии автомобиля.

Радиоприемник в автомобиле должен быть не столько источником информации и средством развлечения, сколько способствовать поддержанию активного психологического состояния шофера в дальних переездах, когда монотонность дорожного движения притупляет его внимание и нагнетает сонливость. В последнее время радиоприемник приобретает дополнительные функции по обеспечению безопасности движения на дорогах. В ряде стран в УКВ диапазоне ведется специальное вещание для водителей, так называемая дорожная информация, содержащая сведения для локальных районов о дорожной обстановке, пробках, гололедице, отдаленных маршрутах и т. д. Чем выше класс радиоприемника, чем больше потенциальных возможностей предоставляет он слушателю - водителю или пассажиру, тем он сложнее и тем в большей степени управление таким радиоприемником должно быть автоматизировано.

Естественно, что радиоприемники различных классов имеют различные электроакустические параметры. Радиоприемники более высокого класса обладают лучшей чувствительностью и селективностью, они воспроизводят более широкую полосу звуковых частот при большей выходной мощности, имеют большее количество диа-пазонов по сравнению с радиоприемниками низших классов.


В течение ряда лет наблюдается неуклонная тенденция к уменьшению габаритов и массы автомобильных радиоприемников. Уменьшение габаритов в основном достигается в результате использования малогабаритных узлов и деталей. На первом этапе разработки радиоприемников значительное сокращение размеров и массы было достигнуто за счет их транзисторизации. Крупногабаритные, малонадежные радиолампы были заманены транзисторами, что позволило исключить громоздкий блок - преобразователь для питания радиоламп. Одновременно разрабатывались новые малогабаритные механизмы настройки, ранее занимавшие значительную часть объема радиоприемника. Использование новых ферритовых материалов позволило без ущерба для электрических параметров значительно совратить размеры контурных катушек, трансформаторов промежуточной частоты. Были использовалы новые типы конденсаторов и резисторов. Все. эти меры позволили сократить объем и массу автомобильных радиоприемников в несколько раз.

Совокупность всех технических и экономических требований с годами позволила выработать определенные нормы, в соответствии с которыми в зависимости от назначения автомобиля и его класса в нем должен устанавливаться радиоприемник, имеющий необходимый комплекс технических параметров и эксплуатационных удобств. Условия эксплуатации автомобильного радиовещательного приемника резко отличаются от условий эксплуатации остальных типов радиовещательной аппаратуры. Это отличие заключается в том, что автомобили с установленными на них радиоприемниками практически могут находиться в любой точке нашей страны. Субтропический климат Батуми и сорокаградусные морозы Верхоянска, влажный морской климат Прибалтики и Владивостока или жаркий сухой климат Ташкента - повсюду автомобильный радиоприемник должен работать одинаково надежно. Установленный на автомобиле, он относительно быстро может перемещаться из одних климатических условий в другие, выдерживая при этом значительные перепады температур и влажности, вибрацию и тряску. Учитывая это, нормирование электрических параметров автомобильного радиоприемника проводят для нормальных климатических условий как наиболее характерных для эксплуатации, но в отличие от других видов, аппаратуры автомобильные радиоприемники должны сохранять свои параметры в более широком интервале климатических условий.

Радиоприемник, установленный в автомобиле, постоянно подвергается воздействию вибрации и тряски. Поскольку диапазон вибрации достаточно широк, имеется опасность совпадения частоты вынужденной вибрации с собственной частотой механического резонанса отдельных элементов радиоприемника, что может привести к механической поломке этих элементов. Следовательно, надежное крепление всех достаточно крупных по габаритам и массе элементов является обязательным условием устойчивой работы автомобильного радиоприемника при движении автомобиля по различным дорогам. Суммарное воздействие всех перечисленных климатических в механических факторов предъявляет высокие требования к механической прочности и электрической надежности автомобильных радиоприемников.

Разработка автомобильного радиоприемника в конечном счете сводится к обеспечению надежной работы его в движущемся автомобиле и качественного воспроизведения речевых и музыкальных программ широковещательных радиостанций. Качество звучания в автомобиле зависит как от характеристик самого радиоприемника, его усилителя звуковой частоты и громкоговорителя, так и от других факторов, не имеющих непосредственного отношения к самому приемнику, но заставляющих учитывать их при его разработке. К ним прежде всего отнвсятся акустические характеристики салона автомобиля и шумы, возникающие при его движении. Шум внутри -салона складывается из вибрации корпуса автомобиля при движении, вибрации двигателя, трениявшин о дорожное покрытие и воздействия ветра. С возрастанием скорости движения автомобиля уровень шума значительно изменяется, причем от изменения, как частоты вращения двигателя, так и частоты вибрации корпуса машины. Последнее особенно сказывается при движении по дорогам, имеющим булыжное покрытие, или по проселочным дорогам, не имеющим специального покрытия. Изменение уровня и



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49]