Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[28]

остается ощущение того, что и ты не лыком шит, можешь себе позволить покупать подобные золотые украшения.

Возьмем другой яркий образец - акустическую системуNautilus" в форме

раковины. Смотреть на это, вне всякого сомнения, произведение искусства, поверьте, доставляет истинное наслаждение. Можно даже подойти и погладить эти гладкие, приятные на ощупь завитки спирали. Своей экстравагантностью, неизбитостью эта колонка, безусловно, заворожит не одно женское сердце и украсит интерьер любого, даже самого роскошного помещения. Если исходить только из этих критериев, то "High-End"- действительно очень полезная и нужная в хозяйстве вещь.

Однако не будем забывать о том, что это все же звуковая колонка, и настоящий, уважающий себя фан не смотрит на нее, а слушает, как она звучит. И его вряд ли собьют с толку рекламные заявления об "экспоненциальной форме рупора" или о "звуке, теряющемся в бесконечности". Невольно хочется спросить, о какой бесконечности здесь идет речь? Реальная длина завитков раковины вовсе не такая большая, как утверждается, а от центра спирали звуковая волна отражается не хуже, чем от плоской бетонной стены. Так что, дай Бог, чтобы данная акустическая система звучала не хуже колонок традиционной, проверенной формы.

Наконец, рассмотрим еще третий поучительный пример - субмикросистемы компании JVC UX-1000 и UX-2000K. Это, конечно, не High-End, но тоже крутой аппарат. Более поздняя модель отличается от предыдущей "значительными" новшествами, самым серьезным из которых является то, что ящики акустических систем целиком сделаны из вишневого дерева. Красивая, радующая глаз отделка! Но независимые тестирования нескольких экспертов не подтверждают какого-либо улучшения качества звучания. И вряд ли их собьют с толку предоставленные фирмой амплитудно-частотные характеристики, такие же гладкие и ровные, как в набившем всем оскомину телевизионном рекламном ролике "О дироле с ксилитом и карбамидом". Разница между двумя моделями только одна, но весьма существенная - цена. Убедитесь, заглянув в прайс-лист.

Можно продолжать перечисление примеров того, как фирмы-производители стараются облагородить, "подать" свой радиотовар. Но уже приведенных случаев достаточно, чтобы сделать некоторые выводы. Несомненно, в формировании стиля современной бытовой радиоаппаратуры присутствуют определенные эстетические моменты, некоторые элементы моды. Но по сравнению с предметами одежды в дизайне электронной аппаратуры несравненно больше практической целесообразности. Даже в одном из последних писков High-End-овской моды -ламповых усилителях с вынесенными наружу лампами, которые иногда в целях безопасности закрываются ажурными сетками самой причудливой формы, налицо явная рациональность - так проще обеспечить охлаждение ламп.

В отличие от модной застежки конструкция, например, коаксиального разъема жестко определяется требованием обеспечить надежный электрический контакт как внутреннего, так и внешнего проводников стыкуемых кабелей, и элементы творчества здесь могут присутствовать разве что в том, чтобы покрыть детали разъема золотом.

Конечно, для других частей конструкции современной радиоаппаратуры, таких как корпусов, ручек, крышек панелей и т.п., у разработчиков есть большая свобода выбора. Однако и в этом случае прослеживается явная тенденция - чем солиднее фирма и выше качество продукции, тем строже выдерживается подчеркнутая простота дизайна. Нет ничего лишнего, нерационального, аляповатого, никаких треугольных ручек и бог знает какой формы индикаторов. Дизайн новинки отличается от оформления старых моделей разве что более светлым, ярким цветом, как в последних моделях фирмы Sony.

Поэтому, пробуя ответить на вынесенный в подзаголовок вопрос, рискнем сказать: да, стоит, но только очень осторожно, взвесив все за и против и, получив консультацию у квалифицированных специалистов, которые регулярно читают журнал "Радюаматор" и знают, что скрывается за приятной упаковкой. А впрочем, в свободной стране свободный человек волен поступать так, как ему заблагорассудится...


КАК ИЗМЕРИТЬ РЕЖИМ ЛАМПЫ?

Под термином "режим лампы" принято понимать совокупность всех постоянных напряжений на электродах и токов в цепях лампы в конкретной работающей схеме. На рис.68 показана схема резистивного каскада усиления напряжения НЧ, собранного на пентоде, на основе которого Ю. Прозоровский показывает методику измерений (Р-5/66).

К точкам, обозначенным на схеме 11н, присоединена обмотка накала силового трансформатора. Напряжение на нити накала можно измерить вольтметром переменного тока, включив его между точками 1 и 2. Ток в цепи накала 1н измеряют амперметром переменного тока, который можно включить в разрыв цепи в точке 2.

Источник питания анода и экранирующей сетки включен между точками, обозначенными +Еа и -Еа. Напряжение источника питания -Еа измеряют вольтметром постоянного тока, включенным между точками 3 (сюда присоединяется плюсовый провод вольтметра) и 1 (минусовый провод).

Принято все напряжения на электродах ламп (кроме нити накала) определять по отношению к катоду лампы. Поэтому напряжение на аноде лампы 11а измеряется между точками 4 и 5, а напряжение на экранирующей сетке 11э - между точками 6 и

5.

Если мы разорвем цепь в точке 3 и в разрыв включим миллиамперметр постоянного тока плюсом к зажиму +Еа, минусом к выводу резистора анодной нагрузки Ра, то прибор покажет анодный ток лампы 1а. Тот же ток покажет прибор и при включении в разрыв цепи в точке 4. Лучше, однако, измерять анодный ток в точке 3, так как при этом меньше нарушается работа цепей переменного тока. Аналогично в точках 7 или 6 измеряется ток экранирующей сетки 1э. Оба эти тока 1а и 1э в сумме

составляют общий катодный ток лампы 1к. Током в цепи управляющей сетки при определении катодного тока можно пренебречь, так как он в большинстве случаев равен нулю (кроме генераторных схем). Катодный ток лампы можно измерить в точке 5. Плюсовый провод миллиамперметра присоединяется при этом к катоду, минусовый - к выводу резистора Rk.

Вольтметр, которым измеряют напряжения в цепях усилителей или приемников, должен быть высокоомным. Это означает, что его внутреннее сопротивление должно быть значительным. Обычно определяют его в пересчете на один вольт. Хорошие высокоомные вольтметры имеют внутреннее сопротивление порядка 20000 Ом на вольт. Например, вольтметр со шкалой до 300 В имеет внутреннее сопротивление 20 000x300=6 МОм.

Рис.68

ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОГОВОРИТЕЛЯМ НИЗШИХ ЗВУКОВЫ1Х ЧАСТОТ

Изготовление хорошего усилителя НЧ достаточной мощности в настоящее время не представляет трудностей. Значительно сложнее сделать акустическую систему, отвечающую требованиям высококачественного воспроизведения звука. Легче всего решается задача воспроизведения высших звуковых частот путем применения в установке высококачественных громкоговорителей, способных воспроизводить необходимую область частот. Значительно труднее обеспечить воспроизведение низших частот,


поскольку решение этой задачи зависит не только от наличия низкочастотных громкоговорителей, но и от их акустического оформления. Между тем воспроизведение низших частот, охватывающих область от 30...50 до 200...300 Гц, оказывает очень большое влияние на качество звучания акустической системы.

Как писал в свое время М. Эфрусси (Р-8/72), для хорошего воспроизведения низших звуковых частот необходим громкоговоритель с возможно более низкой частотой основного (первого) резонанса. Требование это вызывается тем, что ниже резонансной частоты резко падает отдача громкоговорителя, то есть создаваемое им звуковое давление. Низшая частота, воспроизводимая установкой, использующей данный громкоговоритель, равна 0,8...0,9 частоты его основного резонанса. Это, однако, может быть только при правильно выполненном внешнем оформлении громкоговорителя, устраняющем излучение обратной стороны диффузора. В настоящее время только три вида внешнего оформления позволяют обеспечить эффективное воспроизведение низших частот при использовании громкоговорителей с достаточно низкой частотой основного резонанса: закрытый ящик, фазоинвертор и лабиринт. Наиболее доступен для изготовления радиолюбителями закрытый ящик и фазоинвертор, поэтому в этой статье мы ограничимся рассмотрением этих двух вариантов внешнего оформления.

Закрытый ящик полностью исключает излучение задней стороны диффузора. Однако упругость находящегося в нем воздуха, особенно если объем его не слишком велик (меньше 1 м3 = 1000 литров), складываясь с упругостью подвижной системы громкоговорителя, повышает его основную резонансную частоту, и таким образом ухудшает отдачу на низших частотах.

Расчеты показывают, что основным условием использования закрытого ящика небольших габаритов для воспроизведения самых низших частот является наличие громкоговорителя с очень низкой частотой основного резонанса и небольшим диаметром диффузора. Невыполнение этих условий ухудшает к. п. д. громкоговорителя и его отдачу. Чтобы скомпенсировать уменьшение отдачи таких громкоговорителей, повышают их мощность, увеличивая размеры звуковых катушек.

Закрытый ящик, кроме смещения частоты основного резонанса, вызывает дополнительные резонансные явления на высших звуковых частотах, которые уменьшают равномерность частотной характеристики громкоговорителя. Для устранения резонансов внутренние поверхности ящика покрывают или даже заполняют часть объема звукопоглощающим материалом.

Некоторое влияние на частотную характеристику громкоговорителя оказывает внешняя конфигурация ящика вследствие аффекта дифракции (огибание волной препятствия). Чем более обтекаемую форму имеет поверхность, прилегающая к громкоговорителю, тем слабее эффект дифракции и тем ровнее частотная характеристика. Наилучшей формой поверхности (в смысле отсутствия дифракции) будет сфера или цилиндр.

Фазоинвертор является разновидностью закрытого ящика и отличается от него наличием отверстия на одной из его сторон, чаще на одной стороне с громкоговорителем. Закрытый ящик с отверстием представляет собой резонансную систему (резонатор Гельмгольца), образованную упругостью (гибкостью) воздуха в ящике и массой воздуха в отверстии. В области резонанса этой системы масса воздуха в отверстии, зависящая от его площади и толщины краев, ведет себя подобно диффузору, являясь дополнительным излучателем, причем фаза колебаний воздуха в отверстии оказывается повернутой на 180° относительно колебаний задней стороны диффузора, т. е. колебания воздуха синфазны с колебаниями передней стороны диффузора. Это обстоятельство и послужило основанием для названия такого акустического устройства - фазоинвертором.

Правильно сделанный фазоинвертор не только обеспечивает воспроизведение



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34]