Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[22]

B

+t

Eh1

0 0

Eh2

- +

+ t

Eh

L

Положение ротора

1

Рис. 60. Кривые выходных напряжений датчика Холла; N,S - полюса ротора.

транзисторов VT1, VT2. На рис.62 показаны следующие состояния вращающегося ротора:

а)элемент Холла определяет северный полюс постоянного магнита ротора и подключает обмотку W2 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, вызывающий вращение ротора против часовой стрелки (так как разноименные полюса притягиваются) (рис. 62,а);

б)элемент Холла выходит из-под действия магнитного поля, что приводит к запиранию обоих транзисторов и обесточиванию обмоток W1 и W2. Ротор продолжает по инерции вращаться против часовой стрелки (рис.62,б);

в)элемент Холла определяет южный полюс ротора и подключает обмотку W1 таким образом, что на полюсном башмаке обмотки образуется южный полюс, притягивающий северный полюс ротора, и продолжая таким образом вращение ротора против часовой стрелки (рис.62,в).

W1

{

о

• VT1

- п

Y 4-

х т

W2

о

I c

VT2

а)

5

А/

дХ

W2

б)

ДХ

в)

W1

дХ

Рис. 61. Принцип действия вентильного двигателя постоянного тока, использующего элемент Холла.

Из рис. 62 следует, что при вращении ротора существуют две "мертвые точки", при которых элемент Холла не может определить направление магнитного поля (линии поля направлены параллельно датчику), а значит в обмотках не протекают токи, создающие электромагнитный момент. Следовательно, существует вероятность остановки такого двигателя в "мертвой точке". Прой-

Рис. 62. Создание электромагнитного момента, вращение и коммутация обмоток двигателя.

ти такую точку ротор может только по инерции и лишь при малом значении момента трения на валу. Проблема "мертвых точек" является главным недостатком вентильных двигателей. Основным методом устранения "мертвых точек" в двухфазных вентильных двигателях является использование пространственного гармонического магнитного поля. Получение такого поля достигается либо с помощью неравномерного воздушного зазора между ротором и статором, либо с помощью дополнительных полюсов статора и намагничивания ротора в последовательности N-0-S-N-0-S (О -область ротора с отсутствием намагничивания, N,S - области ротора, намагниченные северным и южным полюсом соответственно). Не вдаваясь в дальнейшие подробности, отметим лишь, что на практике встречаются двигатели как первого, так и второго типа. На рис. 63,а,б показаны поперечные сечения обоих типов двигателей.

Для усиления выходных сигналов датчика Холла совместно с ним необходимо использовать один или более транзисторов. В настоящее время на одном кристалле устанавливают как элемент Холла, так и некоторые электронные схемы, образуя холловскую интегральную схему (ХИС). Внешний вид типичной ХИС, а также ее функциональная схема, покзаны на рис.

65.

Выходной сигнал датчика Холла 1, предварительно усиленный операционным усилителем 2, поступает на вход выходного каскада 3. Выходной сигнал ХИС управляет состоянием силового транзистора, регулирующего токи в обмотках двигателя.

Существуют два типа ХИС: линейные и релейные. На рис. 66 изображены характеристики чувствительности ХИС обоих типов. Выбор типа ХИС зависит от конструкции и области применения двигателя.

Рассмотрим в качестве примера работу прин-

0

0

b


а)

1 2

Рис. 63. Сечение двухфазного вентильного двигателя с внешним ротором:

а) - с неравномерным воздушным зазором; б) - с дополнительными неподвижными полюсами;

1 - ферритовый постоянный магнит ( а) - 4 полюсный, б) - намагниченный в последовательности

N-S-O-N-S-O); 2 - холловская интегральная схема; 3 - магнитопровод (ярмо) якоря;

4 - магнитопровод статора; 5 - обмотка статора.

Uвых,В 4 3 2 1

Рис. 64. Бифилярная обмотка: О - фаза А; О - фаза В.

а)

11п=5,5В 11п=5,0В 11п=4,5В

Uвых,В А

4

-25 0 +25 В,мТ

б)

-25 0 +25 В,мТ

Шит

Выход

Общ.

а)

б)

Рис. 65. Холловская интегральная схема (ХИС) (а) и ее

функциональный состав (б): 1 - элемент Холла;

2 - дифференциальный усилитель; 3 - выходной каскад.

ципиальной схемы двигателя вентилятора Super-Ultra модель SU8025-M (Тайвань) (рис. 67). Этот двигатель имеет следующие основные технические характеристики:

•напряжение питания 12V DC;

•потребляемый ток 120mA.

ХИС HG типа UF1301 управляет состоянием транзисторов Q1, Q2. Транзисторы работают в ключевом режиме и состояние их всегда противоположно. Поэтому ток протекает через обе фазы обмотки статора поочередно, т.к. эти фазы подключены к коллекторам Q1, Q2. Обмотка статора состоит из четырех катушек, при этом обмотки первой и второй фаз наматываются совместно таким образом, как это показано на рис. 64. Магнитные полярности этих обмоток у каждого из полюсов двигателя противоположны друг другу. Такой тип обмотки называют бифилярной обмоткой. Это позволяет запитывать обе обмотки напряжением одной полярности.

Рис. 66. Характеристики ХИС линейного (а) и релейного (б) типа.

В зависимости от положения ротора на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал L- или Н-уровня. Если на выходе ХИС вырабатывается сигнал L-уровня, то транзистор Q1 будет закрыт, а транзистор Q2 открыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы В. Когда ротор поворачивается и вектор магнитной индукции, порождаемый магнитным полем ротора, меняет свое направление, то на выходе 3 ХИС вырабатывается сигнал Н-уровня, транзистор Q1 будет открыт, а транзистор Q2 закрыт. При этом ток, создающий магнитный поток возбуждения, протекает через обмотки фазы А, и ротор продолжает вращение в том же направлении.

Из сказанного следует, что при работе двигателя вентилятора через фазы обмоток статора протекают импульсные токи. Поэтому на индуктивно-стях обмоток возникают выбросы противо-ЭДС при запирании коммутирующих транзисторов. Для сглаживания этих выбросов к коллекторам транзисторов подключены конденсаторы C1, C2. Кроме того, для того чтобы эти выбросы не проникали в шину выходного напряжения +12В, питание на обмотки подается через развязывающий диод D1.

Кроме двухтранзисториой схемы коммутации, изображенной на рис. 67, на практике часто встречается трехтранзисторная схема (рис. 68).

Отличие этой схемы от рассмотренной заключается в том, что управление коммутирующими транзисторами Q1, Q2 осуществляется с по-

5

5


Рис. 67. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя SU8025-M (SUPERULTRA, TAIWAN).

Рис. 68. Принципиальная электрическая схема двухфазового вентильного двигателя MD1208PTS1 (SYNONWEALTH ELEC., TAIWAN).

мощью транзистора Q3. Сам транзистор Q3 управляется по базе выходным напряжением датчика Холла HG и работает в ключевом режиме, обеспечивая попеременное переключение транзисторов Q1, Q2. В остальном схема работает аналогично двухтранзисторной.

В заключение этого раздела необходимо отметить, что в некоторых вариантах схем ИБП последовательно в цепь питания двигателя вентилятора включается внешний низкоомный рези-

стор, как, например, в схеме рис.28. Это делается с целью ограничить ток через обмотки статора, обладающие малым омическим сопротивлением, в случае пробоя коммутирующих транзисторов. Если не предусмотреть токоограничителя, то пробой коммутирующего транзистора может привести к перегоранию обмотки статора и необратимому выходу вентилятора из строя, а также к возникновению режима КЗ в ИБП.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29]