Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[8]

стабилитроном V3 будет работать как стабилизатор тока. В связи с этим базовый ток регулирующего транзистора V1, а значит, и его коллекторный ток оказываются ограниченными. Одновременно с закрыванием диода V5 открывается диод V4, шунтирует стабилитрон V3, и он выходит из режима стабилизации. Это приводит к уменьшению напряжения на базе транзистора V2 и соответственно к уменьшению тока ограничения. Если в качестве диода V4 применить светодиод, например, АЛ102А, то он будет служить индикатором перегрузки стабилизатора, но в этом случае ток короткого замыкания стабилизатора несколько увеличивается вследствие большего падения напряжения на переходе светодиода. Подробное описание стабилизатора приведено в [ 7 ].

Стабилизатор напряжения для автомобильного

аккумулятора

Собираясь в путешествие на автомобиле, многие из вас не прочь захватить с собой переносный транзисторный радиоприемник или кассетный магнитофон, работающие от источника напряжением 9 В. Питать их в этом случае удобно, конечно, от бортовой сети автомобиля. Но ее напряжение, во


первых, 12,6В и к тому же колеблется в значительных пределах. Здесь и пригодится предлагаемый стабилизатор. Выходное напряжение стабилизатора 9В, максимальный ток нагрузки 300 мА. При изменении тока нагрузки от 20 до 300 мА выходное напряжение изменяется всего лишь на 0,17В. Стабилизатор защищен от перегрузки и короткого замыкания на выходе - когда ток нагрузки превысит максимальный (300 мА), стабилизатор отключится. Стабилизатор состоит из регулирующего транзистора VT1 и каскада сравнения, собранного на транзисторе VT2, стабилитроне VD1 и резисторах R2-R5. Подстроечным резистором R4 устанавливают выходное напряжение. Резистор R1 обеспечивает запуск стабилизатора (появление выходного напряжения) при подключении его к источнику питания или после устранения перегрузки на выходе. Максимальный ток нагрузки, соответствующий порогу срабатывания защиты, зависит от резистора R2. Он возрастает при уменьшении сопротивления резистора и наоборот. Минимальное сопротивление резистора ограничивается максимально допустимым током стабилизации стабилитрона. Вместо КТ814Б может быть любой другой транзистор из серий КТ814, КТ816, а вместо КТ315Г - любой из серии КТ315. Регулирующий транзистор устанавливают на радиатор размерами 15х20 мм из дюралюминия толщиной 2... 3 мм и вместе с ним прикрепляют к плате. В качестве разъема ХР1 удобно использовать переходник, включаемый в гнездо прикуривателя автомобиля, - такие переходники продаются в автомагазинах. Налаживание стабилизатора сводится к установке подстроечным резистором выходного напряжения

9,1......9,3 В без нагрузки и подборе резистора R1 - он должен

быть такого сопротивления, чтобы обеспечивался надежный запуск стабилизатора без нагрузки как при подключении его к бортовой сети автомобиля, так и после устранения короткого замыкания на выходе. Выходное напряжение при подключении резистора R1 может возрастать не более чем на 0.1В. Если понадобится эксплуатировать стабилизатор при токе нагрузки до 500 мА (естественно, для этого варианта придется подобрать резистор R2), радиатор под транзистор VT1 придется применить больших размеров. Описание этой схемы и рисунок его печатной платы приводится в [ 8 ].


Двуполярный источник питания с выходным напряжением ± 12,6 В.

Схема такого источника приведена на рисунке. Он состоит из двух стабилизированных выпрямителей, работающих от одного трансформатора питания Т1. Выходное напряжение источника может изменяться от ±3 В до ±20 В при токе нагрузки 0,5 А. Коэффициент нестабильности по напряжению не хуже 0,5%/В. Оба плеча источника идентичны и независимы.



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74]