Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[67]

равномерной кривой звук был бы утомительным н резким. Если бы не обладаете абсолютным слухом, без измерительной аппаратуры, описанной в разделе «Акустический анализ», для настройки прибора вам потребуется много времени. При работе без анализатора следует взять себе за правило избегать крайних положений регуляторов. Большая часть регуляторов дает графическое отображение выполняемых функций; оно не должно выглядеть цепью горных пиков - попытайтесь получить плавную, почти плоскую кривую. Отметим, что помещения в виде коробок правильной формы могут создавать резонансы, связанные с их размерами; запаса регулировки может не хватить для коррекции резонансов.

При попытке установить регуляторы на слух помните, что основанием для принятия решения является звучание аппаратуры в конкретном месте, где вы чаще всего ее слушаете. Для облегчения согласования громкоговорителей можно поочередно подключать их к системе при прослушивании межстанционного ЧМ-шума. Это необходимо, поскольку взаимное расположение стен и других объектов будет влиять на звучание каждого громкоговорителя.

Схема. Обычная схема эквалайзера показана на рис. 8.11. Каждый диапазон частот выбирается своим фильтром. В наиболее высококачественных устройствах используются активные фильтры, способные усиливать сигнал. Иногда применяют пассивные фильтры с усиливающим сумматором в конце схемы. Если добротность Q и центральная частота меняются, для них предусмотрены дополнительные регуляторы. Резисторы, параллельные резонансному контуру, понижают Q и расширяют полосу пропускания. Переменные RC-цепи в обратной связи фильтра используются для выбора центральной частоты.

8.8. УСТРОЙСТВА ШУМОПОНИЖЕНИЯ

Для улучшения отношения сигнал/шум при воспроизведении звука предлагалось несколько устройств; принцип действия большинства из них одинаков. Мощность сигнала увеличивается на частотах, на которых уровень шума особенно высок. В результате в определенном диапазоне частот сигнал становится более слышимым, но слишком громким по сравнению с остальным сигналом. Поэтому система воспроизведения звука содержит схему, которая ослабляет сигнал на усиленных частотах (и одновременно ослабляет шум), возвращаясь к нормальной частотной характеристике при улучшении сигнал/шум (рис. 8.12).

Характеристики усиления-ослабления сигнала зависят обычно от двух факторов. Первый - это частотный спектр шума; вы должны определить частоты, иа которых шум особенно неприятен. Второй - электронная схема; желательно, чтобы схема была простой, а регулировки некритичными. Часто применяют /?С-фильтры. Они редко подводят.


Рис. 8.12. Процесс шумопонижения: а - сигнал с шумом; б - усиленный сигнал; в - окончательный сигнал (с пониженным уровнем шума)

Пример. В аппаратуре проигрывателя используется усилитель RIAA, а в ЧМ-ра-диосигнал введены 75 мкс предыскажения. В магнитофоне применяется система шумопонижения «Долби» или другая аналогичная; при этом аппаратура усложняется. Громкие сигналы, которые находятся в пределах выбранной полосы частот шумов, не усиливаются - они и так достаточны для обеспечения хорошего отношения сигнал/шум. Однако детектор уровня обнаруживает, что сигнал в определенном частотном диапазоне слабый, и начинает в процессе записи добавлять усиление. Избирательное усиление в процессе воспроизведения заменяется соответствующим ослаблением.

Другие способы шумопонюкения. Шумопонижение может осуществляться и более сложными методами. Наряду со звуковыми сигналами можно записывать цифровые сигналы на очень низких или очень высоких частотах вне звукового спектра или их можно записать на совершенно другую дорожку на ленте. Цифровая информация используется для управления коэффициентом усиления системы воспроизведения. Такой метод позволяет осуществлять запись при уровне, установленном для получения наилучшего отношения сигнал/шум и наименьших искажений. При этом уровень громкости записанных сигналов от самых слабых до самых сильных почти не отличается, однако во время воспроизведения на основе цифровой информации восстанавливается исходное соотношение громкости.

Если вы подозреваете наличие неисправности в цепи шумопонижения в простых проигрывателях и ЧМ-аппаратах, обратите внимание на работу фильтрующих схем. В более сложных схемах следует обратить внимание на схему определения уровня. При поиске неисправности в более сложных устройствах шумопонижения вам потребуется по крайней мере вольтомметр (лучше осциллограф) и, возможно, генератор сигналов. После того, как вы обнаружите на выходе схемы определения уровня правильный сигнал, ищите неисправность в остальной схеме, используя методику, описанную в гл. 5.

Амплитуда Сигнал Шум

Усиленный сигнал

ajЧастота

Частота Шум „понижен" вместе с сигналом

Частота


8.9. ЭКСПАНДЕРЫ-КОМПАНДЕРЫ

Динамический диапазон воспроизводимого звука превышает 85 дБ. Ленты и пластинки не могут передать весь этот диапазон без искажений при наибольшей громкости сигналов и понижения отношения сигнал/ шум при наименьшей. Для сжатия диапазона во время записи используется электронная схема - компандер; для восстановления по крайней мере части этого диапазона с целью получения более естественного звука во время воспроизведения применяется другая электронная схема - экспандер.

Принцип действия экспандера иллюстрируется рис. 8.13. Это устройство определяет уровень входного сигнала. Для больших входных

Звуковой сигнал

Рис. 8.13. Структурная схема экспандера

сигналов коэффициент усиления экспандера увеличивается и уменьшается для меньших. Фильтр выделяет некоторую часть частот звукового диапазона (для аппарата AD-I706 фирмы Heath это частоты между 700 Гц и 7 кГц) для последующей обработки. Затем схемы выпрямителя и детектора преобразуют фильтрованный звуковой сигнал в постоянное напряжение, которое изменяется пропорционально входному уровню переменного звукового сигнала. Этот изменяющийся уровень постоянного напряжения используется для управления усилителем по току или напряжению, который усиливает звуковый сигнал. В схему включен конденсатор, определяющий скорость изменения коэффициента усиления. Емкость конденсатора выбирается так, чтобы изменения были наименее заметны слушателю. Если коэффициент усиления меняется слишком медленно, теряются максимумы музыкальных сигналов; если слишком быстро, такие шумы, как щелчки пластинок, вызовут кратковременные скачки уровня звука. Экспандеры со слишком быстрым измене-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108] [стр.109] [стр.110] [стр.111] [стр.112] [стр.113] [стр.114] [стр.115] [стр.116] [стр.117] [стр.118] [стр.119] [стр.120] [стр.121] [стр.122] [стр.123] [стр.124] [стр.125] [стр.126] [стр.127] [стр.128] [стр.129] [стр.130] [стр.131] [стр.132] [стр.133] [стр.134] [стр.135] [стр.136] [стр.137]