|
||||
Меню:
Главная
Форум
Литература: Программирование и ремонт Импульсные блоки питания Неисправности и замена Радиоэлектронная аппаратура Микросхема в ТА Рубрикатор ТА Кабельные линии Обмотки и изоляция Радиоаппаратура Гибкие диски часть 2 часть 3 часть 4 часть 5 Ремонт компьютера часть 2 Аналитика: Монтаж Справочник Электроника Мощные высокочастотные транзисторы 200 микросхем Полупроводники ч.1 Часть 2 Алгоритмические проблемы 500 микросхем 500 микросхем Сортировка и поиск Монады Передача сигнала Электроника Прием сигнала Телевидиние Проектирование Эвм Оптимизация Автомобильная электроника Поляковтрансиверы Форт Тензодатчик Силовые полевые транзисторы Распределение частот Резисторные и термопарные Оберон Открытые системы шифрования Удк |
[92] замедляет процессы теплового старения и увлажнения электроизоляционных материалов, заполняя поры, препятствует проникновению влаги. Пропиточные лаки, цементируя витки обмотки, снижают механический износ их изоляции. Благодаря пропитке повышается и электрическая прочность изоляции обмоток вследствие заполнения пор и капилляров лаками, имеющими значительно более высокую электрическую прочность, чем воздух. Поскольку теплопроводность пропиточных лаков, которые заполняют пустоты и капилляры в обмотках, значительно выше, чем у воздуха, то теплоотдача пропитанной обмотки при ее работе существенно лучше, чем у непропитанной, что снижает температуру перегрева обмоток. Пропитка обмоток и покрытие их соответствующими эмалями повышает химостойкость обмоток, их стойкость к воздействию пыли, смазочных масел и др. Некоторые применяемые в обмотках изоляционные материалы . (электрокартон, хлопчатобумажные нити и ленты и др.) способны впитывать в себя влагу, содержащуюся в окружающей среде. Такие материалы называют гигроскопичными. Наличие влаги в электроизоляционных материалах не только снижает электрическую прочность изоляции и ее сопротивление, но препятствует также глубокому проникновению пропиточных лаков в поры и капилляры изоляционных деталей обмотки. Поэтому процесс пропитки обычно включает в себя сушку обмотки непосредственно перед пропиткой. Сушку обмотки перед пропиткой можно не производить в случае, когда обмотка выполнена из влагостойких материалов- эмалированных проводов или проводов со стекловолокнистой изоляцией, а пазовая изоляция - из стеклоткани или других подобных ей по своим изоляционным свойствам негигроскопичных электроизоляционных материалов. Выбор температуры и времени предварительной (до пропитки) сушки обмотки зависит от применения в ней изоляционных материалов - их нагревостойкости и теплостойкости - и должен быть таким, чтобы избежать ускоренного старения и деформации этих материалов. Чем выше класс нагревостойкости материалов, примененных в обмотке, тем выше может быть и температура при «предварительной сушке обмотки. Более высокая температура позволяет ускорить процесс сушки. Так, например, при увеличении (температуры предварительной сушки со 110-120° до 130-140°С продолжительность сушки может быть сокращена с 8 до 4 ч. Обычно сушка обмоток до пропитки производится в специальных печах (камерах) в течение 3-6 ч при температуре 105-130°С для обмоток с материалами класса нагревостойкости А, при температуре 120-140°С при классе нагревостойкости Е, 120-150°С при классе В, 120-180°С при классе F и 180-220°С при классе Н. , Просушенные обмотки пропитывают в специальных пропиточных ваннах устанавливаемых в отдельном помещении, оборудованном проточно-вытяжной вентиляцией и обеспеченном необходимыми [средствами пожаротушения. Пропитка осуществляется обычно погружением пропитываемых обмоток или деталей с обмотками в за- полненную лаком ванну, поэтому размеры ванны должны быть рассчитаны на габариты погружаемых деталей. Для повышения проникающей способности лака и улучшения качества пропитки ванны оборудуют устройствами для подогрева лака. Чаще других для пропитки обмоток используют масляные, мае-ляно-битумные и кремнийорганические лаки. Пропиточные лаки должны обладать малой вязкостью и хорошей проникающей способностью, обеспечивающей глубокое проникновение во все поры пропитываемой изоляции. В них не должно быть веществ, оказывающих вредное воздействие на провода и изоляцию обмотки. Лаки должны длительно противостоять воздействию рабочей температуры, не теряя при этом изолирующих свойств. Обмотки пропитываются один, два или большее число раз, в зависимости от условий эксплуатации (в частности, от окружающей среды), конструкции обмотки, примененных изоляционных материалов, свойств пропиточного лака, способа пропитки. Перед пропиткой обмотки путем окунания (погружения) в лак ее следует прогреть до температуры 60-*70°С. При первой пропитке предварительно нагретой обмотки время погружения составляет 20-30 мин. При последующих пропитках время погружения следует сократить до 10-15 мин. Пропитывая обмотки электрических машин, размещенные в пазах, обмотки следует устанавливать в таком положении, чтобы воздух лучше вытеснялся лаком, т. е. чтобы пазы располагались вертикально или наклонно. При пропитке обмоток лаками без растворителей (типа КП) обмотки перед окунанием в лак нагревать не надо. При холодном погружении обмоток для пропитки время пропитки увеличивается вдвое. Эти лаки следует применять в том случае, когда требуется повышенная механическая прочность. Для пропитки изоляции усиленно-влагостойкого исполнения они не применяются из-за сравнительно низкой влагостойкости. При пропитке обмоток необходимо чаще проверять вязкость лака в ванне, так как растворители постепенно улетучиваются и лаки густеют. При этом сильно снижается их способность проникать в изоляцию обмотки. Для сохранения требуемой проникающей -способности лака в пропиточную ванну периодически добавляют растворитель, количество которого можно определять по формуле Рдоб -К-л.-- [---l)> где Ркоб - добавляемое коли- чество растворителя, кг; Кл. - количество лака в пропиточной ванне, кг; Пв- плотность лака в ванне, г/см3; Яр - плотность растворителя, г/см3; Нв - содержание нелетучих веществ в ванне, °/о по массе; Яж - желаемое содержание нелетучих веществ после разбавления, %. по массе. В ремонтной практике чаще других, особенно для пропитки обмоток электрических машин, используются лаки № 318, 447, 458, 460, МЛ-92, ГФ-95. Применяют также лаки без растворителя (термореактивные) типа КП-10, КП-18, КП-23, КП-24. Как было указано выше, для более глубокого проникновения обычных пропиточных лаков в поры и капилляры изоляции обмоток в лаковую основу добавляют определенное количество растворителей. Во время сушки после пропитки растворители улетучиваются, а основа лака остается внутри изоляции. Так как после сушки часть полостей, первоначально занятых растворителями, вновь освобождается и на место улетучившихся растворителей поступает воздух, то таким методом нельзя добиться заполнения всех пор и пустот изоляции обмоток лаком. Более совершенный метод введения пропиточных материалов в изоляцию обмоток - пропитка компаундными составами под давлением после предварительной сушки обмотки в вакууме. Обычно применяемые для этого пропиточные компаундные составы разжижаются при нагреве до определенной температуры (в зависимости от состава компаунда). При компаундировании обмотку сначала сушат в вакууме, чем достигается более полное удаление влаги из ее изоляции. Затем обмотку погружают в нагретый компаунд и повышают давление, что способствует более глубокому проникновению пропиточной массы в глубь изоляции. Весь рабочий процесс компаундирования происходит в автоклане, имеющем устройства для нагрева, отсоса воздуха и паров при создании вакуума и для увеличения давления при пропитке изделия компаундом. После пропитки изделия и соответствующей термообработки компаунд загустевает (полимеризуется) и при ос-ргывании образует единую монолитную массу. Крупные электроремонтные цехи и заводы обычно располагают установками для компаундирования обмоток. Существуют также и другие методы пропитки изоляции обмотки изоляционными лаками и компаундами - капельный, поливной и др. Однако эти методы редко применяют в практике ремонта обмоток электрических машин и трансформаторов. При скоростных ремонтах и в аварийных случаях обмотки пропитывают быстросохнущим масляно-смоляным лаком № 152, который высыхает при 20°С в течение 3-4 ч и создает пленку, обладающую хорошей влагостойкостью и достаточно высокой изолирующей способностью. После пропитки обычными пропиточными электроизоляционными лаками обмотки сушат в специальных камерах (печах) подогретым воздухом (рис. 164). По способу нагрева сушильные камеры разделяют на камеры с электрическим, газовым или паровым обогревом, а по принципу циркуляции подогретого воздуха-с естественной или искусственной (принудительной) циркуляцией. По режиму работы различают сушильные камеры периодического и непрерывного действия. В целях лучшего использования теплоты подогретого воздуха и улучшения режима сушки в камерах используется способ рециркуляции, при котором 50-60%, отработавшего горячего воздуха вновь возвращается в сушильную камеру. Для сушки обмоток на большинстве электро емонтных заводов и в электроремонтных це- |
Среды: Smalltalk80 MicroCap Local bus Bios Pci 12С ML Микроконтроллеры: Atmel Intel Holtek AVR MSP430 Microchip Книги: Емкостный датчик 500 схем для радиолюбителей часть 2 (4) Структура компьютерных программ Автоматическая коммутация Кондиционирование и вентиляция Ошибки при монтаже Схемы звуковоспроизведения Дроссели для питания Блоки питания Детекторы перемещения Теория электропривода Адаптивное управление Измерение параметров Печатная плата pcad pcb Физика цвета Управлении софтверными проектами Математический аппарат Битовые строки Микроконтроллер nios Команды управления выполнением программы Перехода от ahdl к vhdl Холодный спай Усилители hi-fi Электронные часы Сердечники из распылённого железа Анализ алгоритмов 8-разрядные КМОП Классификация МПК История Устройства автоматики Системы и сети Частотность Справочник микросхем Вторичного электропитания Типы видеомониторов Радиобиблиотека Электронные системы Бесконтекстный язык Управление техническими системами Монтаж печатных плат Работа с коммуникациями Создание библиотечного компонента Нейрокомпьютерная техника Parser Пи-регулятор ч.1 ПИ-регулятор ч.2 Обработка списков Интегральные схемы Шина ISAВ Шина PCI Прикладная криптография Нетематическое: Взрывной автогидролиз Нечеткая логика Бытовые установки (укр) Автоматизация проектирования Сбор и защита Дискретная математика Kb радиостанция Энергетика Ретро: Прием в автомобиле Управление шаговым двигателем Магнитная запись Ремонт микроволновки Дискретные системы часть 2 | ||