Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[83]

печах при температуре 600-650°С, не допуская превышения температуры обжига выше 650°С, ухудшающей электрические и механические свойства меди стержней вследствие пережога. Удалять Изоляцию с медных стержней можно и химическим путем, погру зив их на 30-40 мин в ванну с 6%-ным раствором серной кислоты. Вынутые из ванны стержни следует промыть в щелочном растворе и воде, а затем обтереть тряпками и просушить. Концы стержней облуживают припоем ПОС-40.

Рис. 153. Фазный ротор асинхронного электродвигателя в процессе сборки стерж

невой обмотки:

/ - стойка поворотного устройства. 2 - ролик, 3 - иижиий ряд стержней, 4 - верхний ряд стержней, 5 - изоляция между верхним и нижним рядами с ержней

У свободных от старой изоляции и отрихтованных стержней восстанавливают изоляцию, используя такие же по своим характеристикам и размерам изоляционные материалы, как и те, что были применены заводом-изготовителем. Затем изоляцию стержней пропитывают лаком и в зависимости от требуемого для лака способа (на открытом воздухе или в печи) сушат и запекают новую изоляцию стержней.

Восстанавливают также пазовую изоляцию, вставляя прокладки на дно пазов и пазовые коробочки (обычно из электрокартона толщиной 0,3 мм) так, чтобы обеспечивался их равномерный вылет из пазов с обеих сторон сердечника ротора.

По окончании подготовительных операций приступают к сборке обмотки (рис. 153).

Сборка стержневой обмотки ротора состоит из следующих основных видов работ: укладки стержней в пазы сердечника ротора; гибки лобовых частей стержней; соединения стержней верхнего и нижнего рядов пайкой или сваркой.

Стержни поступают на укладку в пазы только с одной изогнутой лобовой частью. Гибку вторых концов этих стержней производят специальными ключами после укладки в пазы. Вначале укла-


дывают в пазы стержни нижнего ряда, вставляя их в пазы со стороны, противоположной контактным кольцам. Уложив весь нижний ряд стержней, осаживают их прямые участки на дно пазов, а изогнутые лобовые части - на изолированный обмоткодержатель. Концы изогнутых лобовых частей прочно стягивают временным бандажом из мягкой стальной проволоки, плотно прижимая их к обмоткодержателю. Второй временный бандаж из проволоки наматывают посередине лобовых частей во время дальнейших операций их гибки.

После закрепления стержней временными бандажами приступают к гибке лобовых частей. Стержни гнут с помощью двух специальных ключей (см. рис. 82, ж, з) сначала по шагу, а затем по радиусу, обеспечивая требуемый осевой вылет и плотное прилегайте их к обмоткодержателю. : Гибку стержней производят следующим образом: 4

берут в левую руку верхний ключ и зевом надевают его на прямую часть стержня, выходящую из паза сердечника;

держа в правой руке нижний ключ, надевают его зевом на лотовую часть стержня и подводят вплотную друг к другу, а затем нижним ключом изгибают стержень под углом.

Е Изогнуть первые стержни сразу на требуемый по схеме угол не позволяют прямые части соседних стержней, поэтому первый стержень удается изогнуть только на величину расстояния между I стержнями, второй - на двойное расстояние, третий - на тройное и так до изгиба стержней, занимающих 2-3 шага обмотки, после чего делается возможным изгибание стержня на требуемый угол. Последними дополнительно изгибают те стержни," с которых начато было изгибание.

С помощью специальных ключей загибают также концы стержней, на которые затем будут надевать соединительные хомутики, после чего снимают временные бандажи и на лобовые части накладывают межслоевую изоляцию, а в пазы - изоляционные прокладки между стержнями верхнего и нижнего слоев.

К После укладки стержней нижнего ряда переходят к укладке стержней верхнего ряда обмотки. Стержни верхнего ряда вставляют в пазы со стороны, противоположной контактным кольцам ротора. После укладки всех стержней верхнего ряда накладывают на ;етержни временные бандажи, а их концы соединяют медной проволокой для проверки состояния изоляции обмотки (отсутствия замыканий на корпус).

При удовлетворительных результатах испытания изоляции, продолжая процесс сборки обмотки, изгибают концы верхних стержней, применяя приемы, аналогичные приемам гибки стержней нижнего слоя, с той лишь разницей, что теперь стержни изгибают в противоположную сторону. Изогнутые лобовые части верхних стер-Жней также крепят двумя временными бандажами.

После укладки стержней верхнего и нижнего рядов обмотку ротора сушат при температуре 80-100°С в печи или сушильном Шкафу, которые должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию.


Высушенную обмотку испытывают, присоединяя один электрод от высоковольтного испытательного трансформатора к любому из стержней ротора, а другой - к зачищенному до блеска зубцу сердечника или валу ротора. Так как все стержни роторной обмотки электрически соединены между собой, то испытывается одновре менно изоляция всех стержней.

Заключительными операциями изготовления новой обмотки ротора ремонтируемой машины являются соединение стержней, забивка клиньев в пазы и бандажировка обмотки.

Соединение стержней чаще всего осуществляется пайкой с помощью облуженных хомутиков, надеваемых на концы стержней. Для пайки обычно применяют припой ПОС-40. Хомутики могут быть изготовлены из тонкой полосовой меди или из тонкостенной медной трубки. Применяются также запирающиеся хомутики, изготовляемые из медной полосы толщиной 1-1,5 мм. Один конец запирающегося хомутика имеет фигурный выступ, а другой - соответствующий ему вырез. При изгибании хомутика выступ входит в вырез и образует замок, препятствующий разгибанию хомутика.

Хомутики надевают согласно схеме на концы стержней, забивают между ними по одному медному контактному клину, а затем пропаивают соединение паяльником или погружая концы стержней собранной обмотки ротора в ванну с расплавленным припоем. Медные контактные клинья служат для создания надежного контакта между концами стержней, так как слои стержней разделены изоляцией и поэтому их концы не могут плотно прилегать друг к другу.

В целях повышения надежности работы машин и экономии дорогостоящего свинцово-оловянистого припоя применяют соединение стержней роторов сваркой, однако этот способ обладает рядом недостатков, в частности снижает ремонтопригодность машины, так как разборка стержней, соединенных сваркой, связана с большими затратами труда на разъединение и зачистку сварных участков.

Обмотки фазных роторов асинхронных электродвигателей соединяются преимущественно в звезду, при этом три из шести свободных концов стержней соединяются вместе, а остальные три подводятся к контактным кольцам ротора.

После окончания сборки и пайки стержней обмотки приступают к бандажированию ротора.

§ 52. Якорные обмотки коллекторных машин

В небольших коллекторных машинах постоянного и переменного тока с диаметром якоря до 100 мм чаще всего применяют так называемые ручные обмотки. Эти обмотки выполняют из проводов круглого сечения с эмалевой или эмалево-волокнистой изоляцией и укладывают в полузакрытые пазы. Название «ручные» такие обмотки получили потому, что раньше при мелкосерийном производстве их выполняли вручную, хотя теперь, как правило, для это-



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]