Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[82]

части стержней "соединяют между собой с помощью хомутиков, как показано на рис. 152, в, причем между стержнями помещается медный клин (рис. 152,г). Все соединения стержней пропаивают. В некоторые хомутики (через 3-5) для улучшения вентиляции машины вставляют пластины из луженой листовой стали ирис. 152,(3), которые играют роль вентиляционных лопастей.

сердечника

Рис. 152. Конструктивное выполнение фазных обмоток роторов:

а - ротор с катушечной обмоткой, б - стержень (полусекция) волновой роторной обмотки, в - лобовые соединения волновой роторной обмотки со стороны контактных колец, в - хомутик с клином, д - хомутик с вентиляционной пластиной, е - стержневая обмотка ротора, ж - расположение стержней обмотки ротора; / - начало ветви одной из фаз, 2 - вентиляционная пластинка, 3 - хомутик, 4 - медный клнн, 5 - обмоткодержатель, € - вентиляционные крылья, 7 - шина, соединяющая обмотку с контактными кольцами, в - соединительная шина, 9 - нулевая шина

Прямая часть стержня (до места отгиба) обычно выступает из паза на 10-30 мм (в зависимости от размеров машины и стержней). Расстояние между лобовыми частями соседних стержней !берут не менее 2,5 мм при напряжении до 500 В и не менее р,5 мм при напряжении свыше 500 В.

Обмотку ротора обычно соединяют в звезду. Концы фаз соединяют между собой посредством нулевой шины, а начала фаз присоединяют также с помощью шин к трем контактным кольцам. Кроме того, для последовательного или параллельного соединения частей обмотки имеются специальные соединительные шины, рулевую и соединительные шины обычно располагают с внутренней стороны обмоткодержателя и крепят к нему скобами


(рис. 152, е). Для соединения стержней обмотки с шинами их отгибают или применяют дополнительно промежуточные шины

Для обеспечения возможности сборки и разборки машины лобовая часть роторной обмотки отогнута к центру на 5-6 мм, как это показано на рис. 152, ж.

Изоляция стержней роторной обмотки зависит от напряжения между контактными кольцами. Для напряжения до 500 В обычно применяют бакелизированную бумагу, которой обматывают стержень в 5-10 слоев, в паз закладывают изоляционную коробочку из электрокартона толщиной 0,2 мм, а лобовую часть изолируют тафтяной, лакированной или миткалевой лентой. При напряжении свыше 500 В обмотку в пазовой части изолируют микафочием, а в лобовой части - микалентой.

Уложенная в пазы фазная обмотка ротора при работе машины подвергается действию центробежных сил, поэтому ее следует закрепить как в пазах, так и в лобовых частях. Наиболее часто пазовую часть обмотки закрепляют с помощью клиньев. Клинья для ротора лучше делать из текстолита или гетинакса, так как деревянные клинья в процессе эксплуатации машины высыхают и ослабевают.

Лобовые части обмоток фазных роторов машин средней и большой мощности обычно крепят проволочными бандажами, плотно прижимающими их к обмоткодержателям (см. рис. 152, е). Под этими бандажами ставится изоляция толщиной 0,5-1 мм и шириной на 10-15 мм больше ширины бандажа. Проволочные бандажи в нескольких местах охватываются скобками (скрепками) из луженой листовой стали и пропаиваются.

В последние годы все большее применение получают стекло-волокнистые бандажи, заменяющие проволочные. Стекловолок-нистый бандаж получают путем намотки пропитанной стеклянной ленты ЛСБ-F толщиной 0,2 мм и шириной от 5 до 300 мм на прокладку, которую кладут поверх лобовых частей обмотки. Ленту наматывают вполнахлеста (вполуперекрышку) в несколько слоев и конец ее закрепляют оплавлением. Преимущества стекловолок-нистых бандажей - отсутствие электромагнитных потерь, возни кающих в стальных проволочных бандажах и нагревающих их, большая надежность, меньшая трудоемкость изготовления.

Способы ремонта всыпных обмоток роторов асинхронных электродвигателей практически мало чем отличаются от ремонта всыпных статорных обмоток. Одной из особенностей изготовления обмотки роторов является необходимость в возможно более равномерном расположении лобовых частей для обеспечения сбалансированности вращающихся масс ротора, особенно у быстроходных двигателей.

В средних и крупных машинах, как уже отмечалось выше, наиболее распространенными являются стержневые двухслойные .волновые обмотки роторов. В этих обмотках, выполненных из медных стержней, обычно повреждаются не сами стержни, а их изоляция. Это происходит чаще всего от чрезмерных перегревов во


время работы машины, из-за чего нередко оказывается поврежден-Кой также и пазовая изоляция ротора.

При ремонте роторов со стержневыми обмотками медные стержни поврежденной обмотки, как правило, используются повторно. Поэтому выемку стержней из пазов производят так, чтобы сохранить каждый стержень и после восстановления изоляции уложить его в тот же паз, в котором он находился до разборки. Для этого ротор эскизируют и делают записи по следующим эле-Гментам обмотки:

бандажам - число и расположение бандажей, число витков и Сслоев бандажной проволоки, диаметр бандажной проволоки и число скрепок (замков), число слоев и материал подбандажной изоляции;

лобовым частям обмотки - длину вылетов, направление изгиба стержней, шаги обмотки (передний и задний), переходы (перемычки), к каким пазам относятся начала и концы фаз;

[ пазовым частям обмотки - размеры стержня (изолированного ш неизолированного), длина стержня в пределах паза и полная лина прямолинейного участка;

i изоляции - материал, размеры и число слоев изоляции стержней, пазовой коробочки, прокладок в пазу, в лобовых частях, исполнение изоляции обмоткодержателя и т. д.;

балансировочным грузам - количество и расположение балансировочных грузов;

схеме обмотки - эскиз полной схемы обмотки с нумерацией азов и указанием ее отличительных особенностей.

. Эти эскизы и записи особенно тщательно должны быть сделаны три ремонте машин старых конструкций.

; Выемку стержней обмоток роторов выполняют так: разгибают замки бандажей и удаляют бандажи; маркируют в соответствии с нумерацией пазов на чертеже схе-мы обмотки, пазы, в которых находятся начала и концы фаз, а также переходные перемычки;

удаляют клинья из пазов ротора;

f распаивают головки, снимают соединительные хомутики и защищают стержни и хомутики от наплывов припоя;

1 разгибают специальным ключом (см. рис. 82, ж, з) со стороны контактных колец отогнутые лобовые части стержней верхнего клоя, вынимают эти стержни из паза, при этом каждый стержень Маркируют, указывая номер паза и слоя; в таком же порядке вынимают стержни нижнего слоя;

I очищают стержни от старой изоляции, выправляют (рихтуют их), удаляя заусенцы и неровности, зачищают концы металли-Вской щеткой;

I очищают пазы сердечника ротора, обмоткодержатели и нажимные шайбы от остатков изоляции, проверяют состояние пазов и Устраняют обнаруженные неровности.

г Извлеченные из пазов ротора стержни, изоляцию которых не Удается удалить механическим путем, обжигают в специальных



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]