Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[81]

картона с проложенным между ними слоем лакоткани. Лобовые части полукатушек также изолируют лентой. При закладке катушек в паз зачастую вкладывают тонкий лощеный картон, выступающий из паза и образующий дополнительный вкладыш, или так называемую проходную коробку (показана тонкими линиями на рис. 151,а). Толщина картона - 0,2 мм. Проходная коробка, кото-

Рис 151. Пазы и катушки обмоток из прямоугольного провода:

а - полуоткрытый паз и порядок укладки в него жестких подразделенных катушек (полукатушек), б -жесткая катушка из двух полукатушек для статора с полуоткрытым пазом, е - открытый паз статора, г - жесткая катушка двухслойной обмотки для открытых пазов

рая после закладки катушки вынимается, облегчает укладку обмотки в лаз и защищает изоляцию полукатушек от повреждения об острые края зубцов.

В последнее время применяется метод изолировки лобовых частей полукатушек специальным лаком КП-22. Изготовленные полу-катушкй погружают лобовыми частями в лак, а затем просушивают при температуре 150-170°С в течение 7-10 мин. Предварительная пропитка также и пазовых частей полукатушек в лаке К.П-22 позволяет отказаться от изоляции их телефонной бумагой. Все это существенно облегчает выполнение обмоточных работ.

В статорах крупных машин, рассчитанных на высокое напряжение, используются, как правило, открытые пазы (рис. 151, в), в которые закладывается двухслойная обмотка, состоящая из жестких секций (рис. 151,г). Гильзовая изоляция проводов катушек телефонной бумагой в таких машинах недостаточна, поэтому здесь применяется непрерывная изоляция катушек путем оплетки их лентами по всему контуру. Катушки чаще всего наматывают из провода ППЛБО, изоляция которого состоит из трех слоев лавсановой пленки и обмотки из хлопчатобумажной пряжи.


Г При выполнении статорных обмоток машин переменного тока из проводников прямоугольного сечения их обычно укладывают ллашмя, т. е. широкой стороной по ширине паза. Это желательно для уменьшения добавочных потерь от вихревых токов.

- Пазовые части статорных обмоток с жесткими катушками крепятся с помощью пазовых клиньев, изготовляемых из древесины твердых пород (бук, береза, клен), а также из текстолита или гетинакса. Лобовые части таких обмоток закрепляются гетинак-совыми планками и деревянными распорками, которые чаще всего крепятся шпильками к нажимным шайбам сердечника статора. В двухслойных обмотках лобовые части крепят зачастую с помощью стальных бандажных колец, к которым обычно приварено несколько планок (лапок), привинчиваемых шпильками к сердечнику статора. Кольцо и планки (лапки) изолируют несколькими слоями ленты, а также прокладками из электрокартона. Лобовые части обмотки прикрепляют к кольцу прочным крученым пеньковым шнуром или лентой.

* В отличие от всыпных обмоток при ремонте обмоток с жесткими секциями, используемых, как правило, в статорах крупных •машин, меняют обычно лишь часть обмотки - поврежденные катушки.

I В обмотках рассматриваемого типа наиболее частыми видами неисправностей являются замыкания между катушками разных фаз и замыкание обмотки на корпус. Витковые замыкания встречаются здесь сравнительно редко, так как прямоугольные провода имеют достаточно прочную изоляцию и расположены в пазу ртюрядоченно, что способствует сохранению изоляции

[ Последовательность операций при замене поврежденной катушки с пробитой изоляцией такова. Чтобы вынуть поврежденную катушку из пазов, поднимают верхние стороны катушек, охватывающих шаг обмотки по пазам. Для этого снимают изоляцию междукатушечных и междуфазовых соединений, бандажи, которыми лобовые части прикреплены к бандажным кольцам, удаляют распорки между лобовыми частями и распаивают соединения по шагу обмотки. По катушкам, которые нужно поднять из пазов, пропускают постоянный ток и разогревают до температуры 80-90°С на их поверхности. После этого поднимают верхние стороны катушек по1 шагу обмотки с помощью деревянных клиньев, осторожно отгибают их внутрь статора и привязывают к лобовым частям уложенных катушек киперной лентой.

I Затем вынимают из пазов катушку с пробитой изоляцией и осматривают пазы статора. Если в пазах обнаруживают заусенцы, их снимают напильником и продувают пазы сжатым воздухом из Шланга. В пазы вкладывают новую катушку, нагретую до 80- 90°С, и осаживают легкими ударами молотка по деревянной осадочной доске, приложенной к катушке по всей длине ее пазовой части. Лобовые части катушки рихтуются деревянным молотком. Нижние стороны лобовых частей привязывают к бандажным кольцам крученым шнуром. Между лобовыми частями забивают


дистанционные прокладки и привязывают их.-В случае повреждения покровной ленты на сторонах катушек ленту снимают и вновь изолируют лобовые части.

После этого опускают в пазы поднятые ранее катушки, выравнивая их в горячем состоянии. Пазы заклинивают с двух сторон статора одновременно. Испытывают электрическую прочность корпусной и витковой изоляции уложенной обмотки (в случае пробоя изоляции снова производится ремонт). Затем паяют и изолируют соединения и всю обмотку пофазно, испытывают на пробой изоляции между витками и относительно корпуса. Поверхность статора покрывают лаком.

Изготовление жестких катушек обмотки статора крупных машин из обмоточного провода прямоугольного сечения требует применения специального дорогостоящего и громоздкого оборудования, которое достаточно рационально может быть использовано лишь на электромашиностроительном или крупном электроремонтном заводе соответствующей специализации. Поэтому ремонтным цехам и мастерским следует заказывать запасные катушки к эксплуатирующимся в зоне их действия крупным электрическим машинам на заводах-изготовителях этих машин или на специализированных электроремонтных заводах. Кустарное изготовление жестких катушек для статоров крупных машин переменного тока приводит, как правило, к некачественному ремонту.

§ 51. Обмотки фазных роторов асинхронных двигателей

Фазные обмотки роторов асинхронных двигателей могут быть катушечными (у машин небольшой мощности) и стержневыми.

Катушечные обмотки фазных роторов небольших машин (рис. 152, а) выполняют, как правило, всыпными (однослойными или двухслойными) и значительно реже - с жесткими катушками из прямоугольного обмоточного провода. Всыпные обмотки укладывают в полузакрытые пазы трапецеидальной и овальной формы, а обмотки с жесткими катушками - в открытые лазы, обычно имеющие ширину 5-6 мм.

Фазные роторы двигателей средней и большой мощности выполняют обычно со стержневыми волновыми (реже с петлевыми) двухслойными обмотками, укладываемыми в полузакрытые пазы с параллельными стенками. Стержни вставляют в пазы ротора с торцевой стороны, поэтому лобовая часть стержня может быть отогнута на шаблоне заранее только с одной стороны; с другой стороны ее отгибают после укладки стержня в паз, т. е. уже на роторе. На рис. 152,6 показан вид закладываемого в паз ротора стержня, представляющего собой полусекцию стержневой волновой обмотки; пунктиром показано, каким образом отгибается уже на роторе вторая лобовая часть полусекции. Для стержневых обмоток ротора используют либо медь прямоугольного сечения, либо так называемую роторную медь специального профиля. Лобовые



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]