Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[15]

Вентилятор 14 состоит из штампованной детали, имеющей форму чаши, и прикрепленных к ней лопастей. Вентилятор винтами крепится к втулке 18, насаженной на вал. Охлаждающий воздух засасывается через окна в подшипниковом щите 8 и через торцевую часть возбудителя 27, а выбрасывается через окна подшипникового щита 13, закрытые предохранительными сетками 17,

22 21 20 19 18

Рис. 37. Синхронный генератор СГ-60/6:

I - коллектор, 2 - щеткодержатели и щетки возбудителя, 3 - обмотка якоря возбудителя, 4 - обмотка возбуждения возбудителя, 5 - корпус возбудителя, 6 - сердечник полюса возбудителя, 7 - болты, 8 и 13- подшипниковые щиты, 9 - корпус статора синхронного генератора, 10 - сердечник статора синхронного генератора, 11 - ребро корпуса статора, 12 - трехфазная обмотка статора синхронного генератора, 14 - вентилятор, 15 - роликовый подшипник, 16 - вал, 17 - предохранительная сетка, 18 - втулка для крепления вентилятора, 19 - катушка обмотки возбуждения синхронного генератора, 20 - коробка выводов, 21 - виит крепления полюса ротора генератора, 22 - сердечник полюса ротора генератора, 23 - втулка для крепления полюсов ротора (ярмо), 24 - контактные кольца, 25 - щеткодержатели и щетки контактных колец, 26 - шарикоподшипник, 27 - возбудитель, 28 - сердечник

якоря возбудителя

Для сочленения машины с приводом на выступающий конец ее вала 16 (со стороны, противоположной возбудителю) насаживается полумуфта или шкив ременной передачи. Чтобы обеспечить возможность разборки и сборки машины без снятия с вала якоря возбудителя, шарикоподшипник 26, устанавливаемый в подшипниковом щите 8, заключен в специальный съемный капсюль, диаметр которого больше диаметра якоря возбудителя.

В синхронной машине может быть использован принцип самовозбуждения, что позволяет избавиться от возбудителя. Синхронные генераторы единой серии с самовозбуждением (серия ЕСС) изготовляются в диапазоне мощностей от 5 до 75 кВт и предназначены для работы в качестве источников электроэнергии трехфазного тока частотой 50 Гц в стационарных и передвижных электроагрегатах и электростанциях. Генераторы снабжены аппарату-


рой самовозбуждения (через полупроводниковые выпрямители) и автоматического регулирования напряжения.

К Генераторы выпускают в двух конструктивных исполнениях: .на лапах с двумя одинаковыми подшипниковыми щитами (1М1) и на лапах с двумя подшипниковыми щитами, один из которых имеет фланец (1М2).

> Обозначение типа генератора включает в себя наименование серии, габарит, условный номер длины сердечника статора, число

j Рис. 38. Синхронный генератор ЕСС конструктивного исполнения 1М1: 7 - корпус статора, 2 - коробка с селеновыми выпрямителями и аппаратурой автоматического регулирования напряжения, 3 - сердечник статора, 4 - обмотка статора, 5 - подшипниковый щит, 6 - сердечник ротора, 7 - обмотка ротора, 8 - кожух, 9 - узел контактных колец, 10 - коробка выводов, И - подшипник, 12 - вентилятор

полюсов и форму исполнения. Например, обозначение ЕСС.-82-4-1М1 (прежнее обозначение формы исполнения М101) (Соответствует генератору единой серии с самовозбуждением, 8 го габарита, второй длины, с четырьмя полюсами, с двумя одинаковыми подшипниковыми щитами.

К На рис. 38 показан разрез генератора серии ЕСС формы исполнения 1ЛЦ. Литой чугунный корпус / статора имеет цилиндрическую форму. В верхней части корпуса сделан проем, над которым Устанавливают коробку 2 с помещенными внутри селеновыми выпрямителями и аппаратурой автоматического регулирования напряжения.

\ Запрессованный в корпусе / шихтованный сердечник статора 3


имеет пазы, в которых расположена всыпная трехфазная обмотка 4, соединенная по схеме «звезда с нулем». Литые чугунные подшипниковые щиты 5 в нижней части имеют окна для прохождения воздуха, защищенные сетками, выштампованными из листовой стали.

В центральных расточках подшипниковых щитов помещены подшипники 11. В генераторах 5-го габарита оба подшипника шариковые, а в генераторах больших габаритов подшипник со стороны привода роликовый.

Сердечник 6 ротора собран из листов электротехнической стали, которые выштампованы в виде четырехконечных звездочек из кружков, остающихся от штамповки листов статора. Гребенчатая форма полюсов обеспечивает распределение магнитного поля в воздушном зазоре, близкое к синусоидальному. Сердечник ротора закреплен на валу по всей длине шлицевым соединением, а с тор-цев - двумя пружинными кольцами.

Обмотка 7 ротора состоит из четырех катушек, намотанных прямоугольным медным проводом. Катушки соединены последовательно, а выводные концы обмотки возбуждения пропущены через сверление в валу и подключены к двум латунным- контактным кольцам 9. Скользящие по контактным кольцам щетки помещены в щеткодержатели, которые укреплены на траверсе, привернутой к подшипниковому щиту. Узел контактных колец и щеток закрыт кожухом 8, имеющим жалюзи и отверстия для поступления охлаждающего воздуха.

Постоянный ток к обмотке возбуждения поступает (через контактные кольца и щетки) от селеновых выпрямителей, питаемых обмоткой статора генератора через специальные четырехобмоточ-ные стабилизирующие трансформаторы.

Для охлаждения генератора служит насаженный на его вал центробежный вентилятор 12. Воздух засасывается со сторонь контактных колец и выбрасывается со стороны привода. л

§ 10. Коллекторные машины

Наибольшее распространение получили коллекторные машины, работающие на постоянном токе. Они используются как в качестве электродвигателей, так и в качестве генераторов.

Электродвигатели постоянного тока позволяют в широких пределах плавно регулировать частоту вращения, а также развивают большой пусковой вращающий момент, что особенно важно для электрического транспорта, различных грузоподъемных устройств, многих машин, применяемых в металлургическом производстве. Эти свойства обусловили довольно широкое использование двигателей постоянного тока в ряде отраслей народного хозяйства, хотя наличие достаточно сложной якорной обмотки, коллектора и щеточного аппарата делает машины постоянного тока более дорогими и менее надежными, чем бесколлекторные машины переменного тока. К тому же применение двигателей постоянного тока зачастую



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98] [стр.99] [стр.100] [стр.101] [стр.102] [стр.103] [стр.104] [стр.105] [стр.106] [стр.107] [стр.108]