Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[85]

на предприятиях для освоения и поддержания на высоком уровне профессиональных навыков, знаний по технике безопасности, пожарной безопасности и т.п.

Обязательным условием функционирования системы обучения является наличие локальной сети. КСО может быть реализована не только на компьютере "Агат", но и на любых других ПЭВМ, входящих в состав локальной сети.

КСО написана большей частью на языках высокого уровня (БЕЙСИК, ПАСКАЛЬ, Си), поэтому ее легко адаптировать для многих операционных систем (ДОС, СР/М, РАФОС. RSX, MSX и т.п.).

Для организации материала учебного процесса в КСО сформированы следующие базы: уроков; знаний; терминов; объектов; задач; образов.

База уроков содержит набор стандартных уроков по данному курсу обучения. По желанию пользователя эту базу можно расширить, включив в нее оригинальные уроки. База уроков формируется в соответствии с методологическими разработками по применению КСО в данном курсе обучения (например, использование принципа опорных сигналов В.Ф. Шаталова в школьном курсе обучения) разработчиками системы.

База знаний содержит информацию, характеризующую различные факты, события, процессы, свойства и т.п. (например, Блез Паскаль родился в 1623 г.; закон Паскаля: "Давление, производимое на жидкость или гз, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа"; 1 Па = 1 Н/м и т.п.). База знаний открыта для пользователей КСО, т.е. может изменяться и пополняться в процессе эксплуатации КСО.

База терминов состоит из совокупности терминов, их определений и характеристик, используемых для описания данных терминов. Например, термин "жидкость" связан и характеризуется терминами "текучесть", "плотность", "поверхностное натяжение", "коэфициент преломления", "давление", "объем" и т.д.

База объектов содержит элементы базы знаний, используемые в различных предметных областях, в том числе и в разных курсах обучения. Примером этого может служить межпредметная связь в школьном курсе обучения (химия - физика - математика - биология - география и т.д.). Использование элементов базы объектов позволяет расширить возможности обучения за счет установления (систематизации) разных точек зрения на один и тот же объект. Например, на жидкость как на объект существует множество точек зрения - химика, физика, биолога и т.д. С помощью базы объектов можно организовать изучение одного и того же объекта в разных предметных областях, формируя таким образом системное представление о данном объекте.

В базе задан все задачи квалифицируются по направлениям:

прямое использование полученных знаний;

предварительное выяснение возможности применения имеющихся знаний (обучаемому приходится абстрагироваться от условий задачи);

привлечение дополнительного материала из других разделов курса обучения;

преодоление логических и психологических сложностей в решении.

Пользователю предоставляется возможность расширить имеющуюся систему признаков.

Задачи в базе задач не являются жестко связанными с каким-либо предметом, что позволяет использовать их в разных предметах обучения.

9 Зак. 341

257


База образов представляет собой набор графических изображений, иллюстрирующих элементы перечисленных выше баз.

Образы могут масштабироваться, вращаться, деформироваться. Управление этими функциями, а также извлечение образов на базы осуществляется манипулятором образов. Манипулятор представляет "собой сканирующий по экрану курсор - указатель (управляемый с клавиатуры или специального устройства типа "джойстик", "мышь" и т.п.). Подводя курсор под выбранный образ, пользователь, выбрав соответствующий режим (масштабировать, переместить, изменить цвет, развернуть, деформировать по выбранному закону), манипулирует образом.

База образов содержит необходимый минимум стандартных образов, используемых в процессе обучения. База открыта для пользователя. Используя манипулятор образов, можно дополнить ее новыми образами.

С точки зрения пользователя в КСО реализовано два самостоятельных режима работы: подготовки урока (получения новых знаний; контроля и закрепления полученных знаний), демонстрация урока.

Режим подготовки урока предусматривает диалоговый режим работы с учителем. В ходе диалога происходит формирование содержания и организация материала будущего урока с учетом индивидуальных особенностей учителя, аудитории и содержания предмета обучения. При этом выделяются новые, неизвестные понятия, термины; устанавливаются логические связи между освоенными и новыми терминами; определяется последовательность подачи новых терминов; проводится членение изучаемого материала на блоки и определяется использование примеров и пояснений.

В режиме подготовки урока пользователь (учитель) может сформировать свой индивидуальный урок на основе стандартного урока, взятого из базы уроков. Учитель имеет возможность дополнять урок элементами, извлеченными из баз КСО, а также составить урок, полностью отличающийся от стандартного. Именно этот, подготовленный им урок, учитель будет использовать на своих занятиях (в режиме проведения урока), со временем накапливая собственную базу уроков.

Формирователь урока позволяет многократно моделировать ход урока в любом направлении. Он вьиидит на экран компьютера общую схему урока и его составные части (блоки). Пользуясь манипуляторами формирователя урока, учитель включает в блоки элемента из баз КСО, устанавливает связи между ними. При этом вся необходимая информация выводится на экран, а выбор и включение ее производится простым манипулированием образами. Система фиксирует и информирует о продолжительности отображения на экране всех составных частей урока. Кроме того, пользователю предоставляется возможность задать продолжительность любого фрагмента урока.

Работа в режиме подготовки урока позволяет совершенствовать процесс обучения, давая учителю возможность моделировать будущий урок и за счет этого развивая самого учителя.

Моделирование хода урока и его содержания позволяет студентам (будущим преподавателям) без аудитории, а на модели готовиться к проведению занятий, в том числе и в классах, не имеющих КСО.

Формирование урока контроля происходит по аналогичной схеме формирователем урока. В базе уроков содержатся стандартные уроки контроля по каждой


изучаемой теме, кроме того, используя базу задач, в урок контроля могут быть включены другие задачи по выбору учителя. В распоряжение учителя предоставлен логический наборник, используя который можно моделировать новые задачи, включая их в базу задач и конкретные уроки. Логический наборник располагает образами логических элементов по каждому разделу обучения, и, манипулируя ими, учитель по трафаретам создает условие задачи и основные варианты ее решения.

Используя заложенную в формирователь схему продвижения по уровням сложности задач, учитель заполняет уровни схемы соответствующими задачами и решениями, а также вводит баллы системы оценки решений.

Работа КСО в режиме получения новых знаний позволяет совместить рассказ преподавателя с иллюстрацией этого рассказа на экране монитора (для каждого ученика). Изображение, сопровождающее рассказ, - динамическое (мультипликационное), что позволяет моделировать в ходе рассказа опыты, явления, схемы, характерные ситуации, ошибочные приемы и т.п.

Использование временных характеристик позволяет сжимать или растягивать иллюстрации во времени (например, одну и ту же информацию можно •дать за 5 или 10 мин в зависимости от уровня подготовки аудитории). Возможности этого режима делают процесс обучения более управляемым, позволяют учителю задавать его динамику.

Ученик, используя подготовленную к уроку информацию из базы знаний, терминов, образов, расширяет связи изучаемого материала с предыдущими уроками, заимствуя их фрагменты; связи со свойствами и особенностями изучаемого объекта или явления в других областях знаний, используя для этого базу объектов.

В режиме контроля и закрепления полученных знаний каждый ученик получает на свой монитор условие задачи и подготовленные учителем к этой задаче элементы из логического наборника. Ученик, манипулируя этими элементами, формирует на экране монитора решение задачи и вводит его для проверки. В зависимости от результатов проверки решения КСО подводит ученика к задачам большей или меньшей сложности, предоставляя ученику комментарии или разъяснения.

Параллельно КСО по заданной схеме ведет учет результатов контроля обучения, формируя соответствующий протокол.

Локальная сеть позволяет учителю эффективно и своевременно контролировать действия ученика; в свою очередь, ученик может обратиться к учителю за разъяснениями либо вызвать и повторно изучить необходимый ему материал.

Компьютерная система обучения, реализованная на объединенных в сеть ПЭВМ, позволяет значительно ускорить процесс обучения, углубить знания в различных предметных областях и сформировать системное понимание изучаемых объектов и явлений.

9*

259



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98]