Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[36]

LIST

Рис .6.5. Программа ких операторов

использования графичес -

5 10 12 20 30 40 50 60 70 80 90 100 1 10 120 130 140 150 160 170 180 190

195 200 210 230

231 232

240

250 260 270

REM РИСУНОК ЕЛОЧКИ M6R= 2 НОМЕ

C0L0R= 2 X = 43 FOR 1*1 TO 43 PLOT 64,19 TO X,40 X m X + 1

NEXT I X = 30 FOR I = 1 TO 66

PLOT 64,32 TO X,70 X » X + 1

NEXT I X = 16 FOR I = 1 TO 86 PLOT 64,43 TO X,100 X - X + 1 NEXT I COLOR= 5

PLOT 62,100 TO 62,110

TO 63,110 TO 63,100 TO 64,100 TO 64,110 TO 6 5,110 TO 65,100 К = 1 FOR I = 1 TO 10000 COLOR= 1

PLOT 64,10 TO 60,19 TO 70, 15 TO 58,15 TO 68, 19 TO 64,10 COLOR= 0

PLOT 64,10 TO 60,19 TO 70,15 TO 58,15 TO 68, 19 TO 64,10 NEXT I COLOR= К

IF К = 2 THEN К - 7 PLOT X,Y:X = 02:Y = X л 2

изменяющейся в цикле от 43 до 86. Операторы в строках 195-240 задают изображение на вершине елки мигающей звезды.

В состав базового обеспечения ПЭВМ "Агат" входит графический редактор GRED. Редактор выводит на экран курсор, соответствующий среднему разрешению. Управление курсором осуществляется стрелками -> , +-, t, 4,; выбор цвета - нажатием начальной буквы цвета. Опускается и поднимается перо нажатием на клавишу "Пробел". Редактор позволяет заштриховать область любым цветом. Для этого нужно перевести курсор в эту область, поднять перо, выбрать цвет закрашивания и нажать клавишу "*".

Пример графического редактора, написанного на языке БЕЙСИК, приведен на рис. 6.6. Представленная программа работает в графическом режиме высокого разрешения. Разобраться в работе этого редактора предлагается самостоятельно. Заметим только, что для расшифровки назначения клавиш, участвующих в управлении программой, полезно воспользоваться операторами, рассмотренными в п. 6.1 в программе ввода с клавиатуры.

Другой возможностью графического изображения, предоставляемо компьютером, является воспроизведение образов на экране ВКУ. Программа, управляющая положением образов на экране, приведена на рис. 6.7. Для ее функционирования необходимо составить двоичную таблицу, кодирующую вид образа, и разместить ее в памяти. Младший адрес таблицы заносится в ячейку Д. Е8, старший с - в ячейку # Е9. В программе предполагается наличие такой таблицы в виде двоичного файла на магнитном диске. Загружается файл (строка 5) в память начиная с адреса 1DFC. Двоичная таблица имеет вид:

01 00 04 00 12 3F 20 64 2 15 36 1Е 07 00 5F 46 И 8А 2А А6 В8 0 02 С6 В8 С6 В8 АО 1В 85 89

Подобную таблицу можно составить самостоятельно, руководствуясь принципами ее построения, изложенными в гл. 5. Тогда программа воспроизведет закодированный образ. Строка 10 задает графическую страницу 3 в режиме высокого разрешения. В строке 15 оператором SKALE задается масштаб воспроизводимого символа, а в строке 20 - угол поворота образа на экране. Воспроизведение образа осуществляется оператором XDRAW.


3LIST

100 REM * ГРАФИЧЕСКИЙ РЕД АКТОР:REM * РЕЖИМ 256 #256

1 1 0 REM ПЕРО УПРАВЛЯЕТСЯ КЛАВИШАМИ НА БК

12 0 INPUT "ВВЕДИТЕ НОМЕР ГРАФИЧЕСКОЙ СТРАНИЦЫ" I 6Р

HGR= GP: CLEAR < - 128:Y - 128:М = 1

130 .140 > 1000

REM ПРОВЕРКА КОДА НА ЖАТОЙ КЛАВИШИ

1005 I I

1006 1007 1008 1010 1015

1020 1025 1030 1035 1037

104 0

1045

1050

1055 106 0

1063

1065 1070 1080 2000

2005 2010 2015 2020 2025 2030

2800

2805

2810

> 128 IF I IF I IF I IF I IF I

PEEK <*C000>: IF 127 THEN I - I -

87 THEN 4000 91 THEN M = 1 82 THEN 5 000

48THEN С = 0

49THEN С = 1

IF I - 8 THEN 3000 IF I = 21 THEN 3000 IF I = 25 THEN 3000 REM ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРА COLOR= 10: PLOT X,Y: PLOT XI, Y1 IF I = 78 THEN XI =

X: Y 1 = Y IF I - 76 THEN I = 0

: GOSUB 2000 IF I =80 THEN I - 0

: GOSUB 2005

75 THEN2030

15 THENXI =

0: HGR-1

79 THENGOSUB

0: PLOT X,Y C: PLOT X,Y

PLOT XI, Y1

IF I

IF I 0: Yl

IF I 2800

COLOR-

COLOR=

GOTO 1000

COLOR- C:

TO X,Y: RETURN

COLOR= С

FOR J = XI TO X PLOT J,Y TO J, Yl NEXT J RETURN

TEXT- 0: HOME : RIBBON= 3: END COLOR- C:R = ABS <X - XI)

FOR Z - 0 TO 6.28 STEP 0. 03

X » XI + R *

>

COS <Z

2815 Y - Yl + SIN <Z> >

2820 PLOT X,Y 2825 NEXT Z

2830 RETURN 2900 IF X =

1 .33 * <R *

< 0 THEN X =

2905 2910

2911 2915

2920

2990 2997

3000

3005

3010

3015

3020

3025 3030 4000 4005

4010

4015

4020

4025 4030 5000 5005

5007

5010

5015 5020 9000

255: GOTO 2915

IF Y = < 0 THEN Y = 255: GOTO 2915

IF X > = 0 IF Y > = 0

COLOR- 15 PLOT

= 255 THEN X

= 255 THEN Y

PLOT X,Y: XI , Y 1

COLOR- 0: PLOT X,Y: PLOT XI , Yl

COLOR- C: PLOT X,Y IF M = 1 THEN GET A

*:I = ASC <A*>: GOTO

3005

I - PEEK <*C000> - 1 28

IF I = 8 THEN X = X -1: GOTO 2900 IF I = 21 THEN X = X GOTO 2900 - 25 THEN Y = Y GOTO 2900 = 26 THEN Y - Y GOTO 2900

+ 1 :

IF I

- 1 :

IF I

+ 1: M = 0

GOTO 1000

TEXT- TXT: HOME

INVERSE : PRINT "ЗАП ИСЬ HA МД": NORMAL

INPUT "ИМЯ ИЗОБРАЖЕН ИЯ?*A*

PRINT CHR* <4>;-BSA VE"A*",A*4000,L*1FF F"

PRINT "ЗАПИСЬ ЗАКОНЧ EHA": GOTO 4025

GET A*

GOTO 1000

TEXT-- TXT: HOME

HOME : PRINT : PRINT

CHR* <4)I"CATALOG":

NORMAL : INPUT "ИМЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ?"IA*

HGR= 2: PRINT CHR* (4)I"BLOAD";A*

GET A*

GOTO 1000

GET A*: PRINT A*;"-" I ASC <A*>: GOTO 9000

Рнс. 6.6. Графический редактор


Рис. 6.7. Программа управления положением образа на экране

JLIST

2 REM УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОМ

НА ЭКРАНЕ ВКУ 10 REM ТАБЛИЦА X I 20 REM lOFCi 01 00 04 00

12 3F 20 64 2D 15 30 REM 1E05I 36 IE 07 00

5F 46 11 8A 2A A6 40 REM 1E0FI BB DO 02 C6

B9 C6 B8 AO IB 85 50 REM 1E1AI 8? 60 POKE *E8, FCi POKE *E?

,*1D

70 PRINT CHR* (4)I"BLOAD

X,A*1DFC" BO HGR- 3s FOR M - 1 TO 2

01 SKALE - M 90 FOR К - 0 TO 64: ROT-

Кi COLOR- 7 100 XDRAW 1. AT 127,127i COLOR- 0 110 XDRAW l" AT 127,127i NEXT

: END

6.4. РАБОТА С НГМД

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАПИСИ НА МАГНИТНЫЙ ДИСК ПОД УПРАВЛЕНИЕМ ДОС

В ПЭВМ "Агат" пользователю предоставлены две возможности работы с НГМД:

под управлением операционной системы ДОС;

программируя на физическом уровне в машинных кодах.

Как и любая дисковая система, ДОС "Агат" состоит из двух основных частей:

подсистемы распределения памяти и организации массивов, которая обеспечивает программисту быструю и удобную работу над массивами. Эта часть ДОС реализована программно;

подсистемы контроллер - диск, которая обеспечивает физически процесс записи информации на магнитный носитель и ее считывание.

Управление подсистемой осуществляется с помощью ДОС специальными программами, выдающими обобщенные команды типа: ЧТЕНИЕ СЕКТОРА, ЗАПИСЬ В СЕКТОР, ФОРМАТИРОВАНИЕ и т.п. Таким образом, в ДОС "Агат" дисковый контроллер реализован программно, т.е. упомянутые команды реализуются программным способом, а физический контроллер НГМД выполняет только элементарные команды типа: ЗАПИСЬ БАЙТА, ЧТЕНИЕ БАЙТА и т.д., причем под непосредственным контролем ДОС.

ГМД для записи на него информации делится (форматируется) на дорожки и секторы. ДОС разбивает диск на 35 дорожек по 16 секторов на каждой дорожке (рис. 6.8). В каждый сектор можно записать до 256 байтов данных. Нормальный объем информации, которую можно записывать на одном диске: 35 дорожек х 16 секторов х 256 байт = 143 360 байт, или 142К байт

Форматирование. При записи информации на ГМД в компьютере применяются два способа записи (или кодирования) данных. В обоих способах вместе с данными записываются сигналы синхронизации. Объясняется это сравнительно широким



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98]