Ремонт принтеров, сканнеров, факсов и остальной офисной техники


назад Оглавление вперед




[22]

флажков С и D (CLC, SEC, CLD и SED); команды выполнения логических операций (AND, ORA, EOR) и команда обнуления V (CLY);

команды условного перехода (ВСС, BCS, BEQ, BNE, BMI, BPL, BVC, BVS), безусловного перехода (JMP); сравнения (СМР, СРХ, CPY); сдвига (ASL и LSR) и циклического сдвига (ROL и ROR); побитного сравнения памяти и аккумулятора (BIT);

команды (JSP и RTS), работающие с подпрограммами; команды работы с прерываниями (CLI, SEI, RTI и BRK); команды записи в стек и чтения из стека (РНА, PHP. PLA, PLP).

Для удобства работы с системой команд 6502 рекомендуется использовать прил. 1, в котором приведена основная информация о них.

Ниже даны объяснения обозначений, используемых в прил. 1 и в этой и последующих главах:

(1)- увеличить на единицу число машинных тактов, за которые выполняется команда;

(2)- в командах, использующих относительный метод адресации (ВСС, BCS, BEQ, BMI, BNE, BPL, BYS, BVC), возможны три варианта числа машинных циклов (тактов импульсов 0):

2, если нет перехода (когда не выполняется условие перехода); 2*1, если есть переход в пределах одной страницы; 2*2, если есть переход из одной страницы в другую;

(3)- инверсия разряда С определяет заем (С=заем);

(4)- в десятичном режиме флажок Z не устанавливается, поэтому аккумулятор необходимо проверить на нулевой результат;

X - индексный регистр X; Y - индексный регистр Y; А - аккумулятор;

М - ячейка памяти, определяемая исполнительным адресом (ЕА); MS - ячейка памяти, адрес которой находится в указателе стека S;

- сложение; "-" - вычитание; •AND- (или - логическое И; •OR-(или V) - логическое ИЛИ; М7 - бит 7 ячейки памяти М; Мб - бит 6 ячейки памяти М; 5 - число байтов;

•- отмеченный точкой флажок регистра Р не используется. -* (или *-) - передача данных;

OPER - операнд;

#- символ непосредственной адресации.

4.6. ПРОГРАММИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ КОМАНД МИКРОПРОЦЕССОРА 6502

Чтобы персональный компьютер стал надежным другом и помощником в решении любых прикладных задач (начиная от простых вычислений и кончая цветными мультфильмами со звуковым сопровождением), необходимо уметь управлять его работой.


Микропроцессор ПЭВМ выполняет ограниченный набор команд над восьмиразрядными данными. Заметим, что микропроцессор не умеет складывать числа, превышающие восемь разрядов, не может их умножать и делить. И уже тем более микропроцессор не в состоянии выполнить более сложные операции: извлечь квадратный корень, возвести в степень, вычислить тригонометрические и логарифмические функции и т.д.

Возможность компьютера решать эти и другие задачи зависит от умения программиста (так обычно называют пользователя, работающего с ЭВМ) точно сообщать микропроцессору абсолютно все, шаг за шагом, что следует делать для решения задачи в рамках тех элементарных команд, которые может выполнять микропроцессор.

Имеется одно очень важное обстоятельство, которое программист должен ясно себе представлять: если не известно, как решать задачу, то программирование последней для решения на ПЭВМ бессмысленно - компьютер не сможет ее решить. Это не означает, что программист должен знать ответ на поставленную задачу, однако он должен понимать, как ее решить. Для программирования работы персонального компьютера требуется описание процесса решения задачи с учетом возможностей ПЭВМ.

Словесное описание процесса решения задачи, которое позволило бы ее решить на компьютере, называется алгоритмом и является основной частью программирования. Когда алгоритим составлен, его можно закодировать, т.е. представить в виде команд микропроцессора (машинных команд), решающих задачу.

Еще одна проблема, возникающая перед программистом, связана с отладкой программы, т.е. с поиском и устранением ошибок. Понятно, что ошибки быстрее выявляются в процессе отладочного прогона программы.

Рассмотрим пример составления программы. Требуется сложить два однобайтовых числа, представленных в шестнадцатеричном коде: 1А и 7В. Словесное описание алгоритма можно представить следующим образом:

1.Очистить флажок переноса: С = 0.

2.Занести в аккумулятор число 1А : 1А ~* А.

3.Сложить содержимое А с чис;ом 7В и флажком переноса С: А+7В+С-» А.

4.Конец.

Результатом выполнения этого алгоритма будет сумма чисел 1А и 7В, находящаяся в аккумуляторе. Соответствующая этому алгоритму программа на языке ассемблера микропроцессора 6502 имеет вид:

CLCочистка флажка С;

LDA # д 1А занесение числа 1А в А;

ADC # Д 7В А ♦ 7В ♦ С - А;

BRKконец.

Соответствующая программа в машинных кодах запишется следующим образом:

18С = 0;

А9 1А 1А - А;

69 7В А ♦ 7В ♦ С А;

00конец.

Чтобы компьютер мог выполнить эту программу, ее необходимо разместить в оперативной памяти. Воспользуемся для этого программой "Системный монитор".


С помощью команд "Системного монитора" запишем приведенную выше программу в машинных кодах в ячейки памяти, начиная с адреса Д 300:

•300 : 18 Г

•301 : А9 1А J"

•303 : 69 7В Г

•305 : 00 Г~

и выполним ее с помощью команды монитора GO (ВЫПОЛНИТЬ):

•300 G Г

Составим программу сложения двух любых двухбайтовых чисел. В отличие от предыдущего случая, эти числа размещаются в ячейках памяти. Результат располагается также в заданные ячейки памяти. Алгоритм этой программы:

1.Обнулить флажок С: С=0.

2.Содержимое ячейки памяти MIL, хранящей младший байт первого числа, поместить в аккумулятор: MIL -* А.

3.Сложить содержимое аккумулятора с содержимым ячейки памяти M2L, хранящей младший байт второго числа:

M2L + А ♦ С А.

4.Содержимое аккумулятора поместить в ячейку памяти M3L, предназначенной для хранения младшего байта результата.

5.Содержимое ячейки памяти М1Н, хранящей старший байт первого числа, поместить в А: М1Н -» А.

6.Сложить содержимое аккумултора с содержимым ячейки памяти М2Н, хранящей старший байт второго числа, с учетом флажка переноса С: М2Н + А ♦ ♦ С -» А.

7.Содержимое аккумулятора поместить в ячейку памяти МЗН, предназначенной для хранения старшего байта результата.

8.Конец.

Программа на языке ассемблера, реализующая этот алгоритм, имеет вид: CLC

LDA УХ 1001 ADC И 1003 STA Ц 1005 LDA и 1000 ADC U 1002 STA й 1004 BRK

Занесем программу в машинных кодах в ячейках памяти, начиная с адреса ft 300:

•300: 18 Г



[стр.Начало] [стр.1] [стр.2] [стр.3] [стр.4] [стр.5] [стр.6] [стр.7] [стр.8] [стр.9] [стр.10] [стр.11] [стр.12] [стр.13] [стр.14] [стр.15] [стр.16] [стр.17] [стр.18] [стр.19] [стр.20] [стр.21] [стр.22] [стр.23] [стр.24] [стр.25] [стр.26] [стр.27] [стр.28] [стр.29] [стр.30] [стр.31] [стр.32] [стр.33] [стр.34] [стр.35] [стр.36] [стр.37] [стр.38] [стр.39] [стр.40] [стр.41] [стр.42] [стр.43] [стр.44] [стр.45] [стр.46] [стр.47] [стр.48] [стр.49] [стр.50] [стр.51] [стр.52] [стр.53] [стр.54] [стр.55] [стр.56] [стр.57] [стр.58] [стр.59] [стр.60] [стр.61] [стр.62] [стр.63] [стр.64] [стр.65] [стр.66] [стр.67] [стр.68] [стр.69] [стр.70] [стр.71] [стр.72] [стр.73] [стр.74] [стр.75] [стр.76] [стр.77] [стр.78] [стр.79] [стр.80] [стр.81] [стр.82] [стр.83] [стр.84] [стр.85] [стр.86] [стр.87] [стр.88] [стр.89] [стр.90] [стр.91] [стр.92] [стр.93] [стр.94] [стр.95] [стр.96] [стр.97] [стр.98]